Перейти из центра города на Запсковье можно по мосткам около церкви Богоявления то есть у Бродов или же у Старого Примостья по новому широкому мосту, от Советской площади

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Горько и досадно было видеть, что сделано за последние годы с прекрасными памятниками времен Иоаннов III и IV». Выход к конкретному профессиональному пути исследования в области истории искусства запаздывал по отношению к собственно исторической науке, в которой не только общие, но и специальные разделы развивались в конце XIX в. очень интенсивно. Еще в 1870-е годы появились прекрасные работы по внутренней истории Пскова и истории псковской церкви А. И. Никитского и В. Смиречанского, документально воссоздавшие общественные отношения и атмосферу духовной жизни средневекового Пскова. Соединение всех направлений — углубленных исторических штудий, краеведческой деятельности и собственно историко-архитек-турных исследований — могло бы принести замечательные результаты. Однако в действительности оно не произошло, а дальнейшие исторические события сделали подобное объединение неактуальным Вместо тщательной разработки натурного материала и специальных штудий следующим шагом исторического движения науки стал труд самого обобщающего характера — «История русского искусства». И. Э. Грабарь, замечательный художник и искусствовед, привлек для ее написания лучшие научные силы эпохи.

Читать далее...

Памятники последних лет XVII века

Соседи Богоявленского конца начали строить свой участок стены от Псковы в 1482 г. и завершили его осенью 1483 г. Сооружение деревянной стены Окольного города в августе 1465 г. также осуществлялось силами самих посажан и их,«запасом». В 1433 г. соседи Петровской улицы разобрали старую башню у церкви Петра и Павла, использовав материал на строительство церкви Бориса и Глеба. Когда требовалось выполнить высококвалифицированную работу, город нанимал мастеров. Так, в течение трех лет, в 1463—1465 гг. , 80 наймитов возводили «Перси» в Кремле за «мзду» в размере 175 рублей.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Нам кажется, что постановка главы исключительна и оригинальна — не на паруса, а на угловые части крестовых сводов, и она навеяна подражанием только что законченному соседнему Успенскому собору Кремля. Выделение постамента под главой не сопровождается ступенчатостью сводов, что, возможно, тождественно композиции Троицкого собора 1367 г. В объемной композиции здания отметим, как могущую быть следствием псковского влияния пониженность апсид, не встречающуюся в памятниках Москвы начала XV в. , а также отсутствие окна в центре главной апсиды (всегда существующего в соборах Москвы начала XV в. ). Правда, наличие низких апсид в Успенском соборе заставляет думать о распространении этой формы еще до строительства Ризположенской церкви. Чрезвычайно характерны нюансы в трактовке декоративного завершения главы, по мотивам абсолютно псковского, по стилистической природе почти противоположного. В Москве все намного четче и структурнее. Поребрик в обоих поясах регулярен и одинаков по ритму.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

В историю зодчества XII в. Н. Н. Воронин впервые вводит Дмитриевскую церковь 1144 г. , отмечая ее как начальную для псковского строительства. В ее смешанной технике, с использованием кирпича и камня, он усматривает проникновение киевской традиции. Хотя для церкви Иоанна Предтечи автор приводит датировку 1243 г. , он все же, следуя точке зрения А. И. Некрасова, отмечает близость ее форм новгородским памятникам начала XII в. и высказывает сомнение в справедливости поздней датировки. Характерными чертами построек первой половины XII в. Н. Н. Воронин считает простоту, суровую лаконичность форм, отсутствие сухой геометричности.

Псков и его архитектура в XVI веке

Богатство архитектуры самого Пскова от этого, разумеется, очень выиграло. О псковской церковной архитектуре XVI века судить легче всего, так как большая часть сохранившихся в Пскове памятников относится именно к Этому времени. Основным типом псковской церкви остался кубический одноглавый трехабсидный храм. В храмах со столпами наиболее употребительными остались ступенчатые своды, но не были забыты и своды упрощенного типа, без подпружных арок (церковь Жен мироносиц на Завеличье).

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Весь дух церкви, ее стиль свойствен именно псковскому искусству конца XV в. Поэтому, не отказываясь полностью от предложенной В. В. Седовым системы оценок, было бы желательно уточнить критерии исторического анализа, чтобы избежать опасности привнесения инородных материалу суждений. Теперь мы обращаемся к центральному памятнику эпохи и едва ли не лучшему произведению всего псковского зодчества — церкви Богоявления на Запсковье. Говоря о ее постановке в 1496 г. , летопись употребляет слово не «поставиша», а «свершиша» — и это ясно свидетельствует не об одном сезоне строительных работ. Церковь относится к самым крупным, масштабным и развитым памятникам города, а вместе со звонницей, приделами, крыльцом и притворами это и один из лучших его ансамблей (южный притвор пока еще не восстановлены после разрушения в годы Великой Отечественной войны). Богоявленская церковь по общим габаритам плана равна Благовещенскому собору Московского Кремля.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Этапное значение Богоявленской церкви бесспорно. Однако, как бы ни оценивать меру ее художественной исключительности все же не подлежит никакому сомнению ее принадлежность тому же стилистическому и духовному движению, с которым связаны также и Георгиевская, и Варлаамовская церкви. В последнее время появились очень интересные статьи В. В. Седова, поднимающие по отношению к рассматриваемым памятникам такие вопросы, которые пока никто не осмеливался формулировать.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Очень часто аркатуры преобразуются в комбинации прямых отрезков — уступчатых, диагональных, пересекающихся. Кажется, что в Пскове это такой же пример проникновения декоративного мотива из построек романо-готической традиции XIII в. , как в Новгороде аркатура на фасадах церкви Николы на Липне. Псковский орнамент замечателен еще одним обстоятельством. Его верхнюю, диагонально «бегущую» часть можно уподобить ленте столь распространенного позже бегунца, а спускающиеся от нижних углов прямые отрезки напоминают в ритме своего горизонтального расположения разреженный поребрик.

Читать далее...

Храм бывшего Ильинского монастыря

Но косвенные данные о масштабах работ имеются. По мнению Вл. В. Седова, второй половиной 1540-х — первой половиной 1550-х годов следует датировать постройку церкви Василия на Горке. Скорее всего, это было сделано именно после пожара, и, таким образом, можно сделать вывод, что в первой половине 1550-х годов заново строились не только развалившиеся или рассевшиеся церкви, но и многие «огоревшие», как церковь Василия. В1555 г. по царскому указу в Пскове были «прибраны» 200 каменщиков, «стенщиков» и «ломцов» для строительства каменного города в Казани.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Принципиальная симметричность боковых фасадов при восьмискатной кровле должна была вызвать известную сложность согласования со смещенным к востоку положением главы; как были реализовано такое покрытие, покажет будущее исследование. Поверхности боковых апсид оставлены гладкими, центральная украшена валиковыми разводами — четырьмя рельефными арками, в которые были вписаны два узких, высоко и несимметрично расположенных окна. Напомним, что еще в Мелетове и церкви Козьмы и Дамиана с Примостья в апсиде было три окна, среднее располагалось строго по центру. Два несимметрично расположенных окна апсиды станут характерными для памятников вплоть до середины XVI в. Центральная апсида Георгиевской церкви завершается уже традиционными лентами поребрика—бегунца—поребрика, такой пояс проходит и над окнами барабана, сразу над их треугольными бровками. Расположенные выше тройные арочки (вернее, аркатурный поясок с вписанными в него двухступенчатыми нитками) отделены от верхнего поребрика довольно широкой полосой, что необычно для Пскова и связано здесь с уникальной декорацией, зелеными поливными изразцами, опять-таки возможным проявлением московского опыта.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Первая и важнейшая проблема — датировка памятника. В. Д. Белецкий относит церковь к 1352 г. и приводит для этого весьма серьезные аргументы. Он указывает на сам тип здания с одной апсидой и крестообразными столбами, сближая его с новгородской Знаменской церковью 1354 г. Граффити на фреске, датируемое 1398 г. , также заставляет его принять раннюю дату. Известие летописей о строительстве каменной церкви Покрова в 1398 г. он связывает с капитальным ремонтом по каким-то причинам сильно разрушившейся церкви, его раскопки обнаружили, что строительный слой этих работ лежит ниже уровня строительства соседней, восточной стены Довмонтова города 1401 г. Подчеркивая важность историко-архитектурных параллелей, датировку В. Д. Белецкого принимает В. В. Седов. Несмотря на достаточно весомые доказательства, приведем соображения, заставляющие нас отдать предпочтение более поздней дате возведения памятника. Прежде всего, отметим, что прочтение опубликованного А. А. Медынцевой граффити имело два варианта, 1398 или 1428 г. Аргумент, склонивший исследовательницу в пользу ранней даты, не имеет безусловного характера, ибо он состоит в субъективной оценке достаточности или недостаточности площади скола надписи в месте обозначения десятков.

Читать далее...

.......................................................................................................................