Не предназначались кончанские храмы и для хранения в них купеческих товаров

Храм бывшего Ильинского монастыря

Так могли строить в Пскове в начале XVII века, после большого перерыва в практике каменного строительства, или в конце XVII века, когда каменщики стали порой допускать небрежность, но не в XVI веке. Может быть, от здания XVI века остались стены четверика, столпы и абсиды, но не более. Один из трех пролетов звонницы (левый) пристроен уже в XIX веке. Небольшой одноабсидный храмик Варлаама на Званице датируется 1495 годом. Особенность его — пониженные подпружные арки под барабаном. Судя по тому, что притвор храма, построенный вместе с его основным четвериком, и с севера и с юга был открыт широкими проемами, у храма изначально были с двух сторон галереи и приделы.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Но все же создания наших предков столь прекрасны, что, израненный, исторический город выстоял, сохранил свободу и горделивость главных речных перспектив. Здесь еще прекрасно могут звучать гордые слова летописца: «От начала убо Руския земли сей убо град Псков ни коим же князем владом бе, но насвоеи живяхув нем сущии людие». Ансамбль города не замыкался наглухо стенами, он продолжался перспективами рек и стоявших на них храмов и монастырей, заказчиками которых выступали не только сельские жители, но и сами псковичи. Ощутимое родство города и земли псковской, обусловленное самим пейзажем, проявлялось и художественным единством памятников, одним ритмом жизни людей и природы.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Так было и в Мелетове, но к концу XV в. все «утонуло» в поднятых восьмискатных кровлях. Быть может, само псковское истолкование мотива может свидетельствовать о его привнесенности из Москвы, ибо внутренняя природа мотива созвучна московскому искусству, а Псков постоянно трансформировал его в созвучную себе композицию. Фасады церкви в Устье показывают влияние подобного «обратного» истолкования ступенчатости на внешний облик храма. Верхней ступеньке сводов примерно соответствует линия кровли, а нижней — линии декоративных арочек. Ширина верхней полосы прячет ступеньку сводов, не повышает центр здания, а делает более грузным весь объем. Размещение декоративных поясков на барабане (с высокой ровной полосой над арочками) свидетельствует о дате не позже начала XVI в. В рамках нашего исследования церковь Николы в Устье является последним памятником.

Типы псковских храмов XV века

Такими сводами были перекрыты приделы церкви Богоявления с Запсковья, уничтоженная фашистами церковь Успения в Гдове и приделы церкви в селе Доможирке у Чудского озера. Есть основания думать, что нам известны не все варианты устройства сводов псковских бесстолпных храмов. Еще две церкви появились во время эпидемии 1521—1522 г. : «Сентября в 15 день смыслиша князь Михаило Кислица с собором святыя Троица, со священноиноки, и священники, и дьяконы церковь поставити обыденную, а гости ялися и роужить, преподобного отца нашего Варлама Хоутынского чюдотворца, деревяную, и поставиша его за всемилостивым Спасом на площади, в десять часов, и освящаша…» Седьмая обыденная церковь строилась на средства великого князя Московского 2 февраля 1522 г. : «…а церковь начата рубити с теремцами на Петровской улицы оу Креста, где Мотыльная гридница преже бывала, а поветрее оуже нача переставати, и поставиша церковь Покров святей Богородицы и освящаша ю…» Последняя из известных нам обыденных церквей сооружалась во время мора 1532 г. также на государственные средства. «…Приела князь великий во Псков к своим дьяком, к Четвертки к Терпигореву, да Колтыре Ракову, и к Иваноу Шамскому, и повеле им князь великий из своей казны церковь поставити обыденную, кои храм миру оугож; и паде жребеи на святого Архистратига Гаврила у Михайловских ворот, на Обакумове дворище Можаича сведена, против дьяских дворов, и поставиша и освяща ю в день един, месяца декабря в 14…». Исследование традиции церковного строительства в Пскове XV — начала XVI в. убеждает, что обыденные, или обетные, церкви сооружались во время эпидемий.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Тип храма автор считает заимствуемым из Новгорода. Церковь Михаила Архангела объявлена несохранившейся, никакого выявления роли Троицкого собора 1365—1367 гг. в тексте тоже нет. Развитие зодчества кажется как бы прерванным в 1311 г. , после возведения собора Снетогорского монастыря, который оценивается как «чудовищный анахронизм», новый период начинается усвоением форм новгородского зодчества в 1370-е годы. Характеризуя последующие за этим памятники, А. И. Некрасов подчеркивает, что псковичи отказались от гордых «эффектных, но несколько холодных новгородских храмов», он указывает на влияние деревянного строительства как на декоративные формы, так и на «клетские» принципы композиции". Единственно новое и ценное автор видит в применении ступенчатых подпружных арок.

Читать далее...

........................................................................................................................