Псковичи заблаговременно позаботились об обороне и сами сожгли посад на Завеличье

Троицкий собор в Детинце

Только в 1242 году его освободило ополчение новгородцев, суздальцев и псковичей, предводительствуемое Александром Невским. После этого Псков, залечив свои раны, продолжал расти и развиваться. В XIII веке посад распространился уже на всю территорию Окольного города и Запсковья, далеко за свои старые деревянные ограды. Автор немецкой хроники писал о Пскове того времени: «Этот город так обширен, что его окружность обнимает пространство многих городов, и в Германии нет города, равного Пскову».

Холм бывшего Городца

Главным аргументом в судебном процессе стала «смердья грамота» или несколько грамот, упоминаемых в акте и доказывавших права Лочко, Ивана и других «рожитчан» на спорные земли: «…аже в грамотах мох Л очков и Иванов и всех рожитчан». По вопросу об упоминаемых в акте «смердьих грамотах» в литературе существуют две точки зрения. Л. М. Марасинова считает эти акты документами, фиксировавшими какие-то предшествующие сделки с этой землей, а Ю. Г. Алексеев полагает, что они содержали перечень земель, принадлежавших общине, или описание ее межей. Думается, что документ дает основания как для первого, так и для второго суждения, и решить проблему можно лишь сравнением его с другими источниками. Важнее подчеркнуть другое: «все рожитчане», «выложившие» на процессе смердью грамоту, в акте княжеско-посадничьего суда не названы смердами18. Можно ли это обстоятельство счесть случайным следствием несовершенства в оформлении документации или такое упущение было закономерным? Термин «смерд» уже в эпоху Русской Правды не использовался как специальное наименование определенной социальной группы. Он применялся в памятниках законодательства с целью подчеркнуть исключительные обязанности сельского населения либо права привилегированных сословий, как, например, в Русской Правде или княжеско-новгородских докончаниях.

Читать далее...

Гридницы

Спустя почти столетие в 1458 г. остров вновь стал камнем преткновения в отношениях Пскова и Дерпта. Осенью 1458 г. князь Александр Чарторыйский с посадниками демонстративно высадились на Озолице и не только ловили рыбу, но и поставили церковь архистратига Михаила. В начале 1459 г. немцы сожгли церковь, причем на острове погибли 9 псковичей.

Псковское вече

После постройки новой стены пространственное деление города сохранилось: в отличие от окруженного стеной 1374/1375 г. Среднего города Полонище и Запсковье стали именовать городом Окольным (впервые названия Среднего и Окольного города появляются в летописи под 1510 г. , но маловероятно, что они не употреблялись раньше). Но, как предполагал М. Х. Алешковский, социальное положение бывших жителей посада с постройкой новой стены изменилось, и они приобрели статус «псковичей», участвовавших в вечевых собраниях. Кольцо каменных укреплений было для Пскова, как и для всякого средневекового города, символом независимости, а для людей, живших за стенами, знаком их принадлежности к привилегированной части населения.

Троицкий собор

В конце лета 1462 г. было отказано в княжении князю Владимиру Андреевичу, «а иные невегласы псковичи, злыя люди, сопхнувше его степени»: в данном случае явно имеется в виду вечевая степень. Вече и его решения играли далеко не последнюю роль в псковских событиях 1483—1686 гг. 13 июня 1484 г. был убит «всем Псковом на вечи» посадник Гавриил, очевидно, обвиненный в замене некоей «грамоты» без санкции города. Зимой 1484/1485 г. дважды отчитывались на вече посольства посадников и бояр об итогах своих поездок к великому князю. Летом 1485 г. (после Петрова дня) псковичам на вече передавали ответ великого князя с требованиями об отмене приговора посадникам и освобождении «смердов» участники третьего посольства (Ивана Агафоновича). Также на вече «пословаше посольство» посадники, ездившие в Москву в четвертый раз и урегулировавшие конфликт. Наконец, 8 июля 1486 г. отчитывались на вече о своем посольстве участники пятой поездки в Москву по делу о «смердах».

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Две следующие постройки новгородских зодчих — Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Иоанна Предтечи на Опоках — развивают привычные приемы мастеров княжеской артели и важны в наибольшей степени как явления собственной художественной жизни Новгорода. Для нашей темы значительно важнее формы и история строительства заложенной в 1135 г. церкви Успения на Торгу. Связь строительства и посвящения церкви с памятью павших 26 января 1135 г. на Жданьей горе двух новгородских посадников — Иванка и Петрилы Микульцица является новой чертой в практике новгородского зодчества, свидетельствующей о все большем соединении христианства с мыслями и чаяниями новгородцев, именно горожан, а не князя и его окружения. Князь, столь неудачно воевавший с Суздалем, не послушавший предостережений киевского митрополита Михаила и даже задержавший его в Новгороде до 10 февраля, вынужден был, вероятно, почтить память погибших новгородцев заложением вместе с Нифонтом каменной церкви Успения Богородицы на месте деревянной, поставленной в 1133 и сгоревшей в 1134 г. Строительство, безусловно, было начато княжеской артелью.

Читать далее...

Кончанский храм Петра и Павла с Буя

Василий III обещал начать судебные слушания в праздник Крещения (6 января 1510 г. ), и после водосвятия псковские послы собрались на архиепископском дворе. Посадники, бояре и купцы были уведены в палаты владыки, где бояре великого князя объявили «старейших» псковичей арестованными. «Молодших» представителей Пскова переписали и отправили на постой по дворам новгородцев. В Пскове узнали об аресте делегации от купца Филиппа Поповича. В городе немедленно собралось вече, на котором обсуждался один вопрос: оказывать ли сопротивление великому князю, «ставит ли щит против государя, запиратися ли во граде?» Летописец говорит, что псковичи упоминали крестное целование в качестве довода против сопротивления войскам великого князя, но, по всей видимости, главной причиной отказа от сопротивления стало отсутствие в городе правящей элиты — «посадники и бояре и лутчие люди вси у него».

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Все обстоятельства как бы говорят о действии, с которыми мы многократно встречаемся в русских летописях, и псковских также (1421, 1442, 1466 гг. ),— о поставлении обетной деревянной церкви, как правило,— обыденной, однодневной, для избавления от мора. В 1352 г. , видимо, такая церковь была поставлена при участии архиепископа Василия; ее и сменила каменная церковь 1398 г. В летописных известиях 1398 г. обозначено создание двух каменных церквей — Покрова и Михаила на Поле, обе они поставлены Захарием Фоминичем. И. К. Лабутина справедливо отождествляет его с псковским посадником Захарием Костроминичем, относя путаницу в отчестве за счет ошибки летописца. В этом случае заказ посадника, связанный либо с его собственной инициативой, либо, учитывая место строительства и то, что Покровская церковь в 1462 г. стала одним из соборов города, с распоряжением псковского вече часто решавшего и церковные дела, мог бы объяснить развитость архитектуры здания. Церковь Покрова — с одной апсидой, с разделенными лопатками фасадами — продолжает типологическую линию Никольской церкви в Изборске, с которой она очень близка по размерам.

Читать далее...

Церковь Одигитрии

Кооптация членов боярского совета происходила путем выдвижения посадников непосредственно в концах: нам неизвестны случаи выборов посадников на вече. Однако степенные посадники регулярно отчитывались на вече о своей деятельности, а такие вопросы, как внесение изменений в законодательство, были предметом обязательного доклада на вече. Об этом говорится в ст. 106 Псковской судной грамоты: «А которой строке пошлинной грамоты нет, и посадником доложить господина Пскова на вечи, да тая строка написать». Деятельность посадника проходила под контролем городской общины, при вступлении в должность посадник целовал крест и приносил присягу в том, что «ему судить право по крестному целованию, а городскими кунами не корыстова-тися, а судом не метится ни на кого ж, а судом не отчитись, а правого не погубити, а виноватого не жаловати, а без исправы человека не погубити ни на суду на вечи». Вече Парадоксальность феномена веча состоит в трудно совместимом противоречии между теоретическими представлениями и сведениями источников о нем. Теоретически вече рассматривается как трансформированное в эпоху государственности народное собрание и считается древнейшим властным институтом.

Читать далее...