Близкое к Никитской церкви пятилопастное обрамление имеет западный притвор церкви Успения с Пароменья

Гремячья гора

В конце XVII века были сломаны его глава, своды и западная пара столпов, три старых притвора, галерея, приделы и звонница. С западной стороны сделали небольшой притворчик, к нему пристроили крылечко на двух столпах с небольшой колоколенкой над ним (они разрушились в недавнее время). Новая главка с очень маленьким глухим барабанчиком была поставлена на сомкнутый свод. Четверик был покрыт на четыре ската.

Читать далее...

Фресковая роспись стен

От первой половины XV века до нас дошел лишь один памятник псковского церковного зодчества — храм Василия на Горке. Он свидетельствует о больших изменениях, происшедших в архитектуре Пскова за вторую половину XIV века. Четверик храма завершался, как и в первых кончанских храмах, тремя полукружиями с каждой стороны и был покрыт по этим полукружиям. Но три абсиды с восточной стороны, высокое подцерковье, галереи, охватывавшие четверик с трех сторон, приделы, обработка абсид «валиковыми разводами», пояса орнамента из впадин на абсидах и барабане, обработка притвора пятилопастной дугой —- все это приемы, которые только начинали входить в архитектуру Пскова. Новый мор в Пскове начался в канун Николина дня зимнего (6 декабря 1441 г. ) и продолжался до Дмитриева дня «на осень» (26 октября 1442 г. ), «а по пригородом и по волостем еще мерло и до Крещения Господня». Жестокая эпидемия обрушилась на Псков в сентябре 1465 г. : «Посла Бог казнь на град и на люди, за оумножение грех наших: бысть мор велик зело во граде Пскове и по всей области града Пскова; начаша мерети месяца сентября, и бысть сам напор, много падоша християн в рожественное говение, мряху бо мужи и жены и малыя дети, полагаху бо во едину яму по пяти и по десяти, а во всех концах на посаде скуделницы ископаша, и полагаху мертвыя.

Храм Георгия со Взвоза

В XVII веке галереи были перестроены, перекрыты сводами и превращены в приделы. Старый притвор при этом был сломан, а к новому пристроено крыльцо и звонница. В 1949—1950 годах барабан и главка церкви были реставрированы (до этого верх барабана отсутствовал).

Троицкий собор в Детинце

Церковное предание ошибочно приписывало его постройку князю Всеволоду-Гавриилу и относило ко времени пребывания князя в Пскове — 1137 году. Исследование Н. Н. Воронина установило правильную датировку собора и показало, что архитектура его была тесно связана с подоцко-смоленской школой зодчества. Видимо, из этих земель были вызваны его строители. К обширному и высокому основному объему собора, завершавшемуся главой, покоившейся на четырех столпах, с запада примыкало пониженное деление с хорами, а с севера и юга — боковые притворы. Полоцкие и смоленские аналогии и пример псковского храма Михаила архангела в Городце, повторившего в первой половине XIV века композицию Троицкого собора, говорят за то, что этот собор был одноабсидным. Торжественная монументальность собора сочеталась с расчлененностью его масс. Благодаря этому собор, при большой величине, позволявшей ему господствовать над всем городом, архитектурно связывался с дробной городской застройкой.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

В характеристике первого памятника Пскова — собора Мирожского монастыря автор не видит ничего оригинального, отмечая лишь три полукружия ее алтаря — «как обыкновенно строились церкви новгородские и псковские». Церковь Иоанна Предтечи Ивановского монастыря В. А. Прохоров датирует XII столетием, сопоставляя ее трехглавие с формами новгородских соборов начала XII в. и опережая воззрения современной ему науки в этом на полстолетия. Памятников Пскова XIV в. автор не упоминает, к XV в. он относит четыре памятника — церковь Петра и Павла, церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, церковь Успения с Пароменья, 1444 г. ; тем же годом датирована церковь Богоявления на Запсковье. Говоря об особенностях псковских построек, В. А. Прохоров останавливается на архитектуре звонниц, — над храмами, притворами и отдельно стоящих. Конец XIX в. ознаменовался пристальным вниманием к псковскому искусству архитекторов, занявшихся изучением древнерусского зодчества. Как явствует из заглавия небольшого монографического очерка В. В. Суслова «Материалы к истории древней новгородско-псковской архитектуры, автор рассматривает это искусство как единое целое. Он отчетливо формулирует данный тезис, отводя, как обычно, Пскову вторую роль: «Псков, как младший брат Новгорода, жил одною и той же жизнию и дальше Новгорода не шел. все памятники зодчества Псковской области могут идти подсказом к характеристике целого стиля Новгородско-Псковской архитектуры».

Читать далее...

Крепостные сооружения

В 1465 году собор покрыли досками, изменив все его криволинейные крыши на прямоскатные и соответственно перекомпоновав восьмерик под барабаном. По всей вероятности, в XV веке были сделаны главки над приделами «на полатях» храма и по сторонам западного притвора, придавшие зданию еще большую живописность. С этого времени в его облике еще ярче выступили черты народного архитектурного творчества, еще больше связавшие его со всей архитектурой города. В то же время застройка распространилась уже далеко за стены посада, растекаясь в виде слобод, главным образом к югу от города и в меньшей степени к северу и востоку от него, по берегам рек и вдоль дорог.

Читать далее...

Церковь Михаила архангела в Городце

Надо думать, что такой же придел был тогда возведен и с северной стороны церкви. Примыкающая теперь к этой стороне низкая часть здания носит следы многих перестроек. Не исключено, что в ее состав входят не только остатки придела одновременного и подобного южному, но и фрагменты бокового притвора, относящегося к 1339 году. С устройством приделов старый западный притвор получил еще два деления по бокам с двумя закомарами над ними. По положению окон и пропорциям южного придела видно, что толщина отложившихся у здания напластований очень велика и что во время пристройки приделов храм был стройным, вытянутым вверх.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Природные и рукотворные ритмы, доминанты и перспективы все время дополняют и разнообразят друг друга. Если учесть, что в архитектуре Пскова при всей мощи его укреплений и гармонической слаженности, устойчивости форм его крупных храмов нет стремления к грандиозному, официальному, устрашающему и суровому, то в целом картина города оказывается удивительно приветливой. Подобное ощущение сохраняется и в наши дни, оно, конечно, было намного сильнее в XVI столетии. Хочется снова подчеркнуть еще одну особенность города, проистекающую из его географического положения, но оказавшуюся очень созвучной природе его искусства,— это его открытость, «доверчивость», обращенность к реке, ибо все храмы обращены к ней западными фасадами; крыльца, притворы, порталы, звонницы — все глядело в эту сторону. Сохранившиеся изображения Пскова на иконах свидетельствуют о том, что указанные особенности речных панорам города, его общего облика хорошо осознавались и фиксировались общественным сознанием.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Эта точка зрения кажется справедливой, ибо основанием для нее служило наличие в интерьере лопаток на боковых стенах, не находивших продолжения в очертаниях существовавшего перекрытия. Лопатки внутри псковских зданий употребляются исключительно редко, и если они устроены, то их конструктивная роль должна быть зрительно оправдана; в этом и смысл формы, ибо реальный вклад ее в усиление конструкции крайне невелик. В наружной декорации памятника пятилепестковое завершение среднего прясла северного фасада, странная, также пятилепестковая «прогнутая» декорация звонницы на западном фасаде притвора говорят о времени после 1500 г. , а то и позднее. Пятилопастная декорация западного притвора Богоявленской церкви совсем иная по ритму. Легкая, высоко поднимающаяся, она завершается маленькой острой арочкой почти килевидной формы, чья выразительность еще раз заставляет поставить вопрос, не явились ли эти карликовые завершающие арочки псковских церквей откликом на знакомство с килевидными закомарами московских построек.

Храм бывшего Ильинского монастыря

Арочные тромпы, примененные под барабаном Ильинской церкви, также были хорошо знакомы псковским строителям XVI века. Паперти с большими открытыми проемами, в которых иногда могли даже вешать колокола, вероятно, встречались в Пскове XV— XVI веков, хотя потом бесследно исчезли. Небольшие, покрытые двухскатными крышами входы в подцерковье и погреба под притворами — тоже старый псковский прием, уходящий в XVI, а может быть, и в XV век. Полукруглые же бровки Ильинского храма прямо перекликаются с такими же бровками XV века.

Ближайшие окрестности Пскова

До нашего времени они оставались под слоями побелки. В XVII веке к старой пристройке добавили с запада притвор, при входе в него сделали открытое крыльцо, щедро декорированное снаружи зелеными поливными печными изразцами, а изнутри — украшениями из фигурного кирпича с яркой раскраской. Этот притвор заслонил фреску XVI века на западной стене. В конце XVII века над храмом была сделана четырехскатная крыша. Она закрыла нижнюю часть барабана, который пришлось повысить, чтобы придать ему более стройные пропорции.

Читать далее...