Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Изучение средневековой псковской архитектуры лишь постепенно сделалось самостоятельным разделом исторического исследования. Оно зародилось в рамках общего движения научного самосознания и самоосознания русского общества второй половины XVIII в., когда интерес к событиям и людям допетровской Россия стал соединяться с любовью к памятникам отечественной древности.

Первым историческим описанием Пскова стала книга Н. Ильинского. Автор, воодушевляемый любовью к городу, но понимающий недостаточность своей научной подготовленности, сознательно пошел по пути собирания, компиляции сведений из источников, трогательно перечисленных в самом заглавии. Основной частью книги является изложение истории политической и общественной жизни города от времени княгини Ольги до 1763 г. Однако уже отдельная, хотя и небольшая глава посвящена древним зданиям и укреплениям Пскова; она также составлена на основании выписок из летописей об основании и строительстве монастырей, церквей и крепостных сооружений. Информация во многом неполна и случайна, но все же именно здесь впервые обозначился круг памятников и датировок, которые пополнялись и корректировались в дальнейшем.

В течение четырех десятилетий эта книга оставалась единственным монографическим очерком истории и древностей Пскова, пока проведший шесть лет на псковской кафедре митрополит Евгений не издал новое капитальное описание города с приложением плана и указателя зданий. Книга полнотой и развитостью исторических суждений принадлежала уже новой эпохе развития исторической науки, хотя и оставалась еще произведением просвещенного любителя, а не профессионала. Авторские очерки о многих исторических событиях, списки псковских князей, наместников, посадников, тысяцких и других управителей дополнены большим разделом о церковной жизни Пскова, своеобразным хронографом на основе летописных известий, аннотированным перечнем церквей и монастырей.

Общий взгляд на Псков как на младшего брата Новгорода свойствен Е. Болховитинову так же, как и Н. Ильинскому. Однако оба они, особенно первый, в изложении материала о жизни города в XIV — XV вв. уделяют много внимания особенностям политико-географических и социальных ситуаций, своеобразию церковного уклада упорных и всегда стремящихся к самостоятельности псковичей.

Значительным событием стала публикация псковских летописей, давшая возможность иметь и читателям и специалистам не пересказ, а сам источник и тем самым подведшая черту под описательными,

В середине столетия появилась первая отдельная книга о древностях Пскова, где упоминаются уже не только церкви и укрепления. но и светские сооружения, начинает угадываться интерес к исторической топографии города. Объемом она лишь немногим превосходит разделы в предшествующих публикациях, это, собственно говоря, небольшой очерк, однако он предвещает расцвет краеведческой литературы Пскова второй половины XIX в. Лучше всего она может быть представлена работами И. Д. Годовикова и К. Г. Евлентьева, в этом же характере, но для более широкого круга читателей составлена и вышедшая в Москве книга «Святыни и древности Пскова» М. Толстого. Выходит множество отдельных изданий и статей, пробуждающих общественный интерес, что приводит к образованию в 1872 г. Псковской археологической комиссии при Губернском статистическом комитете, в 1880 г. преобразованной в Псковское археологическое общество.

Начало подлинно научному изучению истории псковских древностей положил И. И. Василев. Он кропотливо учел, собрал всю полезную краеведческую информацию; изданная им библиография неоценима в изучении развития науки о Пскове и его древностях.

Среди созданного им в результате тщательного анализа источников указателей особенно замечателен указатель археологических древностей Пскова, резко превосходящий глубиной осмысления его же более ранние работы. Он опубликован в виде статьи в составе «Записок ИРАО», но полнотой и систематикой превосходит все предыдущие отдельные издания. Его основная часть — это достаточно развернутые описания истории древних памятников, соединяемые изложением материалов по исторической топографии города с привлечением сведений о несохранившихся постройках. В это время появилась обширная и не потерявшая своего значения до сих по публикация Д. И. Прозоровским сведений из многих письменных источников по истории Пскова 8. Она оказалась очень важной и для этого исследования. В очерке И. И. Василева содержится также материал по слободам и посадам в окрестностях 'Пскова, по их древностям, очерк снабжен именным и предметным указателями, списком существующих и несохранившихся церквей, планами, в том числе и реконструкцией плана расположения памятников Пскова XVI в.

Впервые в подобной публикации появляется раздел, посвященный архитектуре псковских церквей. Здесь соединились традиции историко-краеведческой деятельности и постепенного развития опыта историко-архитектурных суждений. При всей любви к отечественной истории и народовластию Пскова общественный вкус поначалу не обнаруживал понимания художественных ценностей средневековья. Прошлое казалось скудным и неподвижным, сохранившиеся постройки, с точки зрения культурного человека нового времени,—непонятными и примитивными. Не случайно история художественных оценок псковских довольно уничижительного высказывания Н. Н. Голицына: «...псковичи были поставлены именно в такие условия, которые развивали в них гражданскую государственную деятельность, не дававшую времени развиваться чувству или вкусу. Ремесла и занятия, усвоенные издревле, не покидались, искусство не развивалось, те же многочисленные постройки, без вкуса и симметрии, являются в XIV и XV вв.».

Лишь постепенна рост интереса к культуре и искусству прошлого, новые историко-архитектурные публикации стали приводить к более осмысленным попыткам общих характеристик. Красиво и увлеченно издал церкви Новгорода и Пскова В. А. Прохоров. Автор внимательно описал их планы, объемную структуру, живописное убранство. Он впервые указал на варварские искажения облика древних храмов, вызванные невежественным использованием: Псков «даже во многом превзошел Новгород своими переделками и истреблением старины. Здесь нет ни одного древнего храма, ни одного старинного иконостаса, уцелевшего без переделок, иногда самых грубых и бессмысленных; нередко без всякой надобности уродовали памятники старины или вовсе истребляли».

В историко-архитектурном осмыслении материала В. А. Прохоров лишен пока детальности оценок и подходит к явлениям лишь с начальных, самых общих позиций. Архитектура Новгорода и Пскова для него — это одно явление, и Псков, конечно, только лишь младший брат Новгорода, его искусство лишь повторяет опыт старшего.

Историю единой новгородско-псковской архитектуры автор делит на два этапа — греческого влияния в X—XII вв. и преобладающего западного и даже, точнее, немецкого влияния в XIII—XIV вв. В характеристике первого памятника Пскова — собора Мирожского монастыря автор не видит ничего оригинального, отмечая лишь три полукружия ее алтаря — «как обыкновенно строились церкви новгородские и псковские». Церковь Иоанна Предтечи Ивановского монастыря В. А. Прохоров датирует XII столетием, сопоставляя ее трехглавие с формами новгородских соборов начала XII в. и опережая воззрения современной ему науки в этом на полстолетия.

Памятников Пскова XIV в. автор не упоминает, к XV в. он относит четыре памятника — церковь Петра и Павла, церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, церковь Успения с Пароменья, 1444 г.; тем же годом датирована церковь Богоявления на Запсковье. Говоря об особенностях псковских построек, В. А. Прохоров останавливается на архитектуре звонниц, — над храмами, притворами и отдельно стоящих.

Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.