Гремячья гора

Образскую церковь «у Жабьей Лавицы» псковичи поставили по обету в один день (разумеется, деревянную) в 1487 году. Когда ее заменили каменной — неизвестно. В 1852 году четверик храма начали разбирать, но через два года снова надстроили. Нетронутыми остались притвор, крыльцо и звонница. Все они, как и южный придел храма, относятся к концу XVII века. Характерны для этого времени столбы с каннелюрами. В воротах еще висят железные решетчатые кованые створы XVII века.

От церкви Козьмы и Демьяна с Гремячей горы (принадлежавшей Гремяцкому монастырю), построенной в 1540 году, остались лишь стены четверика и абсиды. По следам на этих стенах видно, что первоначальный храм был окружен стрех сторон обычными для XVI века притворами, галереями и, быть может, приделами. Звонница стояла на южной стене четверика. Глава была установлена на четырех столпах. В конце XVII века были сломаны его глава, своды и западная пара столпов, три старых притвора, галерея, приделы и звонница. С западной стороны сделали небольшой притворчик, к нему пристроили крылечко на двух столпах с небольшой колоколенкой над ним (они разрушились в недавнее время). Новая главка с очень маленьким глухим барабанчиком была поставлена на сомкнутый свод. Четверик был покрыт на четыре ската. В результате эта церковь приобрела совершенно другой облик, случайный и эклектический. В наше время она избавилась от части наслоений XVII века, но, однако, потерянные части XVI века ей не возвращены.

Недалеко от храма, несколько юго-западнее его, у склона Гремячей горы еще заметны в земле остатки монастырских палат, существовавших (и перестраивавшихся) еще в XIX веке.

Знакомящемуся с памятниками старого Пскова обязательно нужно совершить прогулку вокруг стен Запсковья. Ее можно начать осмотром сравнительно хорошо сохранившейся Козьмодемьянской башни (теперь ее называют Гремячей), а потом пройти с внешней стороны стен до самых Нижних решеток (то есть до реки Великой). Полузасыпанные землей, местами совсем исчезнувшие, а местами даже сохраняющие древнюю обмазку, стены трогают своей подлинностью — их нигде не касалась еще рука реставратора. Сначала эти остатки кажутся слишком уж незначительными и не производят сильного впечатления. Но чем дальше, тем все более и более они действуют на воображение, и уже задолго до Варлаамского захаба осматривающий их оказывается в плену непередаваемого ощущения, которое вызывает этот некогда грозный и в то же время в целом прекрасный памятник горячей и деятельной любви псковичей к своему родному городу.

ЗАВЕЛИЧЬЕ

Первый памятник, который встречает каждого переходящего по мосту из центральной части Пскова на Завеличье, — церковь Успения у Парома или, как называют ее псковичи, Пароменская. Мост на этом месте существовал с незапамятных времен. Еще в начале нашего века он сохранял древнее устройство, был основан на плотах и почти не возвышался над поверхностью воды. Каждый год его зимой разбирали и собирали после половодья, а пока мост еще не был готов, его заменял паром.

Существующая Пароменская церковь построена в 1521 году на месте более старой. Современный облик в основных чертах она получила в последние годы XVII — начале XVIII века. К этому времени относятся ее глава с перехватом, четырехскатная крыша, закрывающий фреску над абсидами навес (теперь его уже нет), крайние боковые пристройки с типичными для конца XVII века прямоугольными абсидами и глухими декоративными главками. Крытая паперть перед западным притвором, по-видимому, конца XVIII или начала XIX века.

*     *     *

Вл. В. Седов не доверяет прямому указанию летописи об окончании строительства Иоаннов Богословского собора в 1557 г. и, основываясь на известии Жития Саввы Крыпецкого, полагает, что собор строился в 1547—1555 гг. Главным аргументом историка архитектуры является ссылка на список настоятелей монастырей П.М. Строева, по сведениям которого Феоктист управлял монастырем в 1547—1554 гг. Вл.В. Седов отметил ошибку П.М. Строева в определении конечной даты игуменства Феоктиста, но категорически утверждает, что в 1557 г. Феоктист не был игуменом. Однако у нас нет источников, недвусмысленно об этом свидетельствующих; с другой стороны, псковский летописец утверждает обратное: в 1557 г. «свершена бысть церковь в Крыпец-ком монастыре святого апостола и еуангелиста Иоана Богослова игоуменом Феоктистом камена». Еще одним аргументом Вл.. В. Седова является ссылка на его собственное заключение о том, что «огромное количество мастеров в 1555 г. было вызвано для строительства в Казани, и строительство в Псковской земле замирает». Однако ссылка на вывод, который сам нуждается в обосновании, с нашей точки зрения, некорректна. Полагаем, что Иоанновский собор Крыпецкого монастыря вполне мог строиться 10 лет— с 1547 по 1557 г., ведь затяжное строительство легко объясняется трудностями доставки материалов через болота и топи.

Начавшаяся в 1558 г. Ливонская война и беспрецедентный по последствиям пожар стимулировали крепостное строительство в Пскове и его округе в 1560-х годах. 28 апреля 1562 г. Псков вновь оказался охвачен огнем; выгорели Полонище, территория Торга, Запсковье. Особенно опасным для города оказался пожар в Кремле, где взорвался порох, хранившийся в погребах; взрывом разрушило крепостную стену, шедшую вдоль реки Псковы. Характерно, что немецкий путешественник Самуэль Кихель, побывавший в Пскове в 1586 г., не отметил разрушений города во время осады Батория, но упомянул пожар 1562 г., от которого Псков «полностью сгорел»8.

Вновь не менее пяти лет понадобилось на восстановление города. Под 1563 г. в летописи содержится запись о строительных работах: «…заделаша стеноудеревяную в Рыбниках, а прежняа стена выгорела, да и против Гремячеи горы к Пескам стену каменноую, что была стена деревянаа через реку Пскову…» Из цитированного фрагмента видно, что работы первоначально осуществлялись в Кремле, где была возьедена деревянная стена в Рыбниках, и в районе Верхних решеток, где каменная стена протянулась через реку от Гремячей башни к Пескам. Стремительно крепла обороноспособность Печерского монастыря, где в 1564 г. соорудили привратную церковь Николы, а к 1565 г. закончили возведение крепости. О каменном строительстве в Пскове во второй половине 1560-х годов можно судить по тому, что в 1567 г. в важнейшую крепость был назначен специальный воевода «к городовому строенью и для суда князь Иван Звеиигородцкой». Лишь в 1570-х годах, когда военное напряжение в Ливонии и северной Белоруссии достигло апогея, а рост налогов обескровил северо-западные города, каменное строительство в Пскове стало сокращаться.

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz