Первоначальная архитектура

http://yurist911.ru/ финансово юридическое сопровождение предприятий.

Памятник этот еще никем не исследовался и нет точных данных о его первоначальной архитектуре. Несомненно лишь, что четверик храма покрывала восьмискатная крыша, глава имела луковичную форму, с юга находились придел и притвор. По всей вероятности, придел с притвором были и с северной стороны. Между тремя притворами шли соединявшие их галереи. Внутри храма, кроме палаток с западной стороны (в них первоначально были устроены приделы), в юго-восточном углу четверика, вверху, под самой крышей, устроен тайник. Узенькая щелочка освещающего его оконца видна снаружи церкви. Над сравнительно поздним иконостасом сохранилось завершение, принадлежащее XVI веку. До 1944 года главу украшал крест XVI века. Он был деревянным с позолоченной медной облицовкой. Увенчивала его литая фигурка голубя, немного превышавшая натуральную величину этой птицы. Нынешний крест (как и глава) — неточная реставрация, выполненная в 1948 году.

Интерьер храма испорчен поздней малярной росписью, но его очень удачно найденные пропорции придают ему внушительность. Интересны палатки. В их стенах остались гнезда от брусьев, поддерживавших миниатюрные иконостасы. Сохранились старые плиты пола и окна (часть их заделана), а во многих местах — старая штукатурка. В двух окнах еще существуют деревянные подоконники, вставленные в 1521 году. Лестница в палатки — поздняя, первоначальный вход в палатки был с хор, куда всходили, видимо, по деревянной лестнице.

Судя по четверику, этот храм первоначально отличался монументальностью и казался огромным. Нескладные пристройки конца XVII века, заменившие старые приделы, нарушили его первоначальную масштабность, которая чувствуется еще в старых абсидах четверика. Звонницу искажает сделанное в конце XVII или в начале XVIII века покрытие, заменившее первоначальную пощипцовую крышу (с двумя скатами над каждым пролетом), и огромные деревянные карнизы, относящиеся к тому же времени. Но, несмотря на это, необычно тяжелые столпы и умело рассчитанное сужение звонницы кверху и теперь придают ей подчеркнутое выражение мощи. Чтобы яснее представить себе, как все это выглядело в старину, нужно сойти к самому берегу и подходить к памятнику от реки, как бы от бывшего плавучего моста. Очень хорош этот храм издали, в общей панораме реки.

Отсюда перейдем берегом Великой к Мирожскому монастырю. По пути можно полюбоваться панорамой города и, может быть, даже попытаться вообразить ее во времена расцвета древнего Пскова. Тогда высоких набережных не было, виды реки были отделены от крепостных стен лишь узкой неровной полоской низкого берега и стены н башни в тихую погоду отражались в реке как в зеркале. Плавучий мост был почти незаметен, он стелился у самой поверхности воды, и Кромская гора с возвышавшимися над ней постройками Детинца господствовала над всем пейзажем. Очень красива панорама Великой из-за Мирожского монастыря. Вид этого монастыря в старину был, конечно, иным, чем теперь. Каменная стена его построена между 1799 и 1805 годами, а до Этого его окружала деревянная бревенчатая ограда, охватывавшая кругом, словно поясом, все монастырские строения. Церковь Стефана с вратами под ней — постройка самого конца XVII века. До нее на этом месте тоже был храм Стефана, возводившийся заново в 1404 и 1546 годах, но ворота монастыря стояли отдельно, западнее, и были деревянными. В XVIII веке над этими воротами существовала еще деревянная церковь Николы. К западу от ворот возвышались деревянные настоятельские покои, про которые в XVIII веке писали, что они «составляли украшение монастыря». Все эти постройки по величине своей не спорили с центральными зданиями ансамбля — собором и главным корпусом, стоявшим чуть южнее собора, а кроме того, между ними оставались еще большие разрывы, позволявшие ясно воспринимать пространственную композицию монастыря. В 1789 году старые настоятельские покои были уничтожены, и на их месте построили существующее теперь громоздкое каменное здание, а между ним и Стефановской церковью — новые ворота (они заделаны в 1945 году, когда были раскрыты ворота XVII века). На этом стремление монастырского начальства создать «благолепный» фасад монастыря не остановилось. В конце XIX века над новыми воротами выросла еще каменная колокольня, последний прозор между постройками северной стороны монастыря был заполнен, и вид на собор отсюда закрыт.

*     *     *

Власть и земля

Иван IV в отличие от своих предшественников на престоле не засиживался в Москве, регулярно объезжая крупнейшие города и монастыри. В Псковском крае царь побывал шесть раз. Впоследствии поездки были связаны с подготовкой и проведением военных операций в ходе Ливонской войны, но в первый раз Иван IV посетил Псков с целью «управы» своей вотчины. Его приезд в воскресенье 28 декабря 1546 г. был стремительным: переночевав в Пскове, великий князь назавтра был уже в Вороначе, на третий день — в Печерском монастыре, после чего, вновь побыв «не много» в Пскове, уехал в Москву, «не оуправив своей отчины ничего». Очевидно, что шестнадцатилетнего правителя интересовали в Псковском крае не административные дела, а святые места. Хотя первое упоминание в летописи о чудесах («проще») на Синичьей горе под Вороначем датируется 1566 годом, уместно предположить, что первые слухи о чудесах циркулировали уже 1540-х годах, чем и объясняется скоропалительная поездка великого князя в этот отдаленный пригород. А поездка в Печеры сопровождалась щедрыми пожалованиями новому монастырю: правитель «деревень монастырю дал много и исадами пожаловал многими».

Симпатии Ивана IV к святым обителям не распространялись, однако, на псковичей. «Управа отчины», видимо, заключалась в разборе конфликта посадских людей с наместником. Псковский наместник И.И. Пронский Турунтай в числе других важнейших персон получил приглашение на свадьбу царя, которая состоялась в феврале 1547 г.11 Когда весной 1547 г. в городе разразился конфликт посадской общины с этим наместником, делегация из 70 человек отправилась с челобитной в Москву к царю. Псковичи, найдя государя в подмосковном селе, 3 июня попытались подать ему челобитную, однако «князь великеи осподарь ополелся на пскович сих, бесчествовал, обливаючи вином горячим, палил бороды и волосы да свечею зажигал, и повелел их покласти нагых по земли»12. Ярость царя объясняется не только особенностями его психики: 21 мая пожар уничтожил Москву, а 26 мая в столице произошло крупное восстание, участники которого жестоко расправились с родственниками Ивана IV князьями Глинскими. Псковичи, обратившиеся с жалобой на наместника до окончания срока его правления, поступили в соответствиями с традициями эпохи независимости, когда Псков мог отряжать к великому государю по нескольку посольств в год. Теперь молодой царь наглядно объяснил своим подданным суть отношений в монархическом государстве.

Как видно из предшествующего изложения, к середине XVI в. после введения в Пскове института губных старост и целовальников влияние и компетенция наместников сократились. В связи с ограничением наместничьего управления все большую роль в Пскове стали играть городские дьяки, которые теперь не только заведовали финансовыми делами и наместничьей канцелярией, но и осуществляли надзор за всеми отраслями местного управления (см. гл. 4). В первой половине 1550-х годов в Русском государстве началась земская реформа, в ходе которой власть наместников ограничивалась, а управление и суд на местах передавался выборным старостам. Непосредственные свидетельства о реформе в Пскове (уставные грамоты) не сохранились, поэтому для реконструкции преобразований мы вынуждены опираться на источники, относящиеся к России в целом или другим землям.

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz