Храм бывшего Ильинского монастыря

В конце XVII века восьмискатные крыши храма были переделаны на четырехскатные, в конце XVIII или начале XIX века изменена глава, к звоннице пристроен (существующий и теперь) контрфорс, затем был перестроен южный придел и сломана глава и барабан северного придела. В начале Великой Отечественной войны пожар уничтожил все деревянные части здания, покрытия его и иконостас, заполненный древними иконами. К 1947—1948 годам из-под отвалившейся поздней штукатурки обнажились следы первоначальных форм здания, позволявшие точнейшим образом восстановить его (за исключением внутреннего убранства и некоторых деталей). Начатая в 1948 году реставрация храма велась крайне небрежно и была оставлена незаконченной. В результате этой попытки реставрации скаты крыши четверика восстановлены неточно, сохранявшиеся совершенно нетронутыми первоначальные скаты крыши северного придела почему-то надложены и сделаны круче, декорация абсиды и главы этого придела искажена, так же как формы окон галереи и другие детали. Южный придел остался в развалинах.

Храм бывшего Ильинского монастыря — «Илья Мокрый», названный так в отличие от «Ильи Сухого», который был на Завеличье, построен в 1677 году. Однако и в композиции, и в обработке он сохранил тесную связь с псковской архитектурой XVI века. Образованный сводами без подпружных арок, подкупольный квадрат уменьшен при помощи двух пар перекрещивающихся арок. Они не отличаются от арок храма Петра и Павла бывшего Сереткина монастыря. Применение таких арок для уменьшения подкупольного отверстия не было новостью для псковских каменщиков— об этом свидетельствуют своды Благовещенского собора в Казани, построенного в 1562 году псковскими мастерами. Арочные тромпы, примененные под барабаном Ильинской церкви, также были хорошо знакомы псковским строителям XVI века. Паперти с большими открытыми проемами, в которых иногда могли даже вешать колокола, вероятно, встречались в Пскове XV— XVI веков, хотя потом бесследно исчезли. Небольшие, покрытые двухскатными крышами входы в подцерковье и погреба под притворами — тоже старый псковский прием, уходящий в XVI, а может быть, и в XV век. Полукруглые же бровки Ильинского храма прямо перекликаются с такими же бровками XV века.

Двухэтажные галереи, стеснившие четверик храма, — характерная черта псковских монастырских церквей XVI века. Лишь суженный барабан главы — признак XVII века, связанный с типичной для того времени формой луковицы, очень круто расширявшейся над барабаном (существующее полусферическое покрытие главы — позднее).

На Запсковье нам остается осмотреть еще четыре церкви — Воскресенскую, Варлаам-скую, Образскую и Козьмодемьянскую с Гремячей горы.

Храм Воскресенского монастыря со Званины принято датировать 1532 годом, на основании сообщения летописи о пожаре в монастыре, во время которого каменный храм «не доделан бысть». Но от постройки XVI века если и осталось что-либо, то очень немногое. Крыльцо, притвор, звонница, южный придел и северная часть храма относятся к концу XVII века. Упрощенная конструкция сводов храма, при значительной его величине, плохо скругленный барабан — сделаны грубовато и не особенно умело. Так могли строить в Пскове в начале XVII века, после большого перерыва в практике каменного строительства, или в конце XVII века, когда каменщики стали порой допускать небрежность, но не в XVI веке. Может быть, от здания XVI века остались стены четверика, столпы и абсиды, но не более. Один из трех пролетов звонницы (левый) пристроен уже в XIX веке. Небольшой одноабсидный храмик Варлаама на Званице датируется 1495 годом. Особенность его — пониженные подпружные арки под барабаном. Судя по тому, что притвор храма, построенный вместе с его основным четвериком, и с севера и с юга был открыт широкими проемами, у храма изначально были с двух сторон галереи и приделы. Позднее они не раз перестраивались, а теперешние южный придел и северная пристройка сооружены в 1875 году. Видимо, к тому же году относится и крыльцо перед притвором. В конце XVII века при переделке крыши был надложен барабан, причем на нем сделан поясок из двух рядов зеленых печных изразцов.

*     *     *

В эпоху Ивана Грозного

Архитектура «грозненского» стиля. – Власть и зелыя. -Ливонская война: победоносное начало. – Опричнина. – Ливонская война: бесславный конец. – Иван Петрович Шуйский и Леков.

Архитектура «грозненского» стиля

Эпоха Ивана Грозного охватывает время его царствования: 1547—1584 гг. Гениальный правитель оставил свой след во всем: внутренней и внешней политике, литературе, и даже историки архитектуры в последнее время говорят об особом, «грозненском» стиле в зодчестве середины — второй половины XVI в. Это время ознаменовалось оживленным строительством в Пскове, и весьма знаменательно возведение в 1547 г. — году венчания Ивана IV на царство — соименной царю церкви Иоанна Богослова на Мишариной горе. В июле 1548  г. была освящена церковь Георгия в Довмонтовом городе, построенная на средства церковной приходской казны1. К середине XVI в. исследователи относят строительство Рождественского собора Мальского монастыря, а также Никольских церквей в погостах Любятово и Виделебье. Вл.В. Седов сделал вывод о том, что с начала 1550-х годов «в самом Пскове и пригородах крупного строительства уже не было, не было надобности и в возведении больших храмов, что связано с определенным упадком городской жизни Пскова в середине XVI в.».

Такой вывод не подтверждается источниками: 1550-е годы в Пскове и вообще на Северо-Западе России определенно были периодом динамичного хозяйственного развития. Перерыв в возведении новых храмов был связан с конъюнктурными обстоятельствами, в частности, с беспрецедентным по разрушительным последствиям пожаром в Пскове в 1550 г. Из сообщений летописи известно, что пожар 23 марта охватил все Полонище от Псковы до Великой и «Старое Застенье» (Средний город). Уцелели лишь 5 дворов у Трупеховских ворот и пушечный сарай на Коневой площади: «А каменных церквей погорело 31, а в Домантовы стены две церкви огорело, Ероусалим да Федор… а древяных церквей 15, а Михаила святыи оу Песках церков развалилася; а Воздвиженье и Власеи церкви порасседалися».

Очевидно, что все силы псковских каменщиков в 1550— 1555 гг. были брошены на восстановление церковных зданий и крепостных сооружений. Эти работы не нашли отражения на страницах летописи отчасти потому, что и ранее их авторы не фиксировали подобных событий; кроме того, начиная с середины XVI в. изменяется характер местного летописания, и Псковская 3-я летопись главное внимание уделяет внешнеполитическим событиям. Но косвенные данные о масштабах работ имеются. По мнению Вл.В. Седова, второй половиной 1540-х — первой половиной 1550-х годов следует датировать постройку церкви Василия на Горке. Скорее всего, это было сделано именно после пожара, и, таким образом, можно сделать вывод, что в первой половине 1550-х годов заново строились не только развалившиеся или рассевшиеся церкви, но и многие «огоревшие», как церковь Василия.

В1555 г. по царскому указу в Пскове были «прибраны» 200 каменщиков, «стенщиков» и «ломцов» для строительства каменного города в Казани. Вл. В. Седов считает, что «вызов крупной артели мастеров в Казань почти обескровил строительство в Псковской земле»4. Этот вывод тоже противоречит известным из источников фактам каменного строительства в Пскове5. В 1550-х годах продолжалось восстановление города после пожара. Летом 1557 г. было закончено строительство церкви Иоанна Богослова в Крыпецком монастыре, и, таким образом, в окрестностях Пскова появилась вторая после собора Иоанна Богослова на Мишариной горе соименная царю церковь.

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz