Ближайшие окрестности Пскова

Среди памятников, сохранившихся в окрестностях Пскова, особенно замечательны остатки Снетогорского монастыря. В ряду монастырей и погостов, украсивших берега Великой от Псковского озера до города, Снетогорский монастырь отличался особенно красивым местоположением, был самым крупным и самым древним (его основали уже в XIII веке). К нашему времени от его старинных зданий оставались: Рождественский собор, построенный в 1310 году и вскоре расписанный фресками, трапезные палаты с церковью Николы при них, построенные в 1518 году, храм Вознесения с колокольней над ним — памятник начала XVIII века и «святые врата» монастыря со сторожкой, относящиеся к концу XVII века. Теперь от Вознесенского храма-колокольни, подымавшегося над всей округой на огромную высоту, остались лишь груда камня и мусора, да глубоко ушедший в землю погреб. Трапезные палаты и храм Николы сохраняются в сильно измененном виде и почти недоступны для осмотра. Рождественский собор, как уже было сказано выше (стр. 34), в первоначальном виде повторял композицию Мирожского собора (уже с надстроенными западными углами), отличаясь лишь несколько иными пропорциями и иной обработкой верха барабана главы. В XV веке при нем появился притвор. В следующем веке этот притвор, видимо, был сломан, и с западной стороны собора сделали более обширную пристройку, сохраняющуюся до сих пор, которую, может быть, уже тогда соединили широкими проемами с самим храмом. Дверной проем этой пристройки украсили росписью, а выше, в большой нише, занимавшей среднюю треть наружной стены, написали фреску, которая до Великой Отечественной войны сохранялась на чердаке, под крышей более поздних пристроек. Фресковые росписи поместили еще и в нишах на боковых фасадах храма. Впрочем, возможно, что в этих местах они были уже с XIV века, а в XVI веке их лишь реставрировали. Старая внутренняя роспись храма была подновлена. После осады Пскова в 1581 году храм и его фрески оказались сильно поврежденными, а при ремонте в последних годах XVI века росписи были забелены. До нашего времени они оставались под слоями побелки. В XVII веке к старой пристройке добавили с запада притвор, при входе в него сделали открытое крыльцо, щедро декорированное снаружи зелеными поливными печными изразцами, а изнутри — украшениями из фигурного кирпича с яркой раскраской. Этот притвор заслонил фреску XVI века на западной стене. В конце XVII века над храмом была сделана четырехскатная крыша. Она закрыла нижнюю часть барабана, который пришлось повысить, чтобы придать ему более стройные пропорции. Завершавший его ранее очень своеобразный пояс срубили, а выше сделали обычный пояс орнамента из впадин с кокошниками над ним (в 1950 году старый пояс был восстановлен).

Последним крупным переделкам собор подвергся в XVIII веке. Тогда к его западной стороне примкнула обширная пристройка, в которую были включены части притвора, сделанного в XVII веке и его крыльцо. Приделы, устроенные в этой пристройке с северной и южной сторон, были соединены большими проемами, пробитыми в старых стенах, с частью здания, относящейся к XVI веку. Возможно, что только в XVIII веке сделаны каменные хоры храма. Такова, в общих чертах история перестроек этого памятника

Фрагменты снетогорских фресок —это все что осталось от псковской монументальной живописи XIV века. Выполненная, как можно предполагать, в 1.Ш году, снетогорская роспись относится не к вершине расцвета стенной живописи Пскова, а лишь к началу его. Временем этого расцвета была вторая половина XIV века. Тогда вся Русь была захвачена новым направлением в изобразительном искусстве, связанным с общим подъемом ее экономики и культуры. Для этого направления характерен живой интерес к источникам христианского вероучения и глубокое внимание к человеку, особенно к его внутреннему миру.

Собор Снетогорского монастыря в XIV веке. Реконструкция
Собор Снетогорского монастыря в XIV веке. Реконструкция

*     *     *

Важнейшим свидетельством земской реформы в Пскове, осуществленной после 1549 г., является грамота дьяку Ш. Билибину и старостам Б. Ковырину и С. Мизинову о наборе среди горожан каменщиков и посылке их в Казань. Б.Н. Флоря интерпретирует эту грамоту как свидетельство сохранения в Пскове организации «гостей», старосты которых располагали властью над посадским населением24. Рассмотрение этой грамоты в контексте с другими документами 1560— 1580-х годов не позволяет признать этот вывод справедливым: более вероятно, что «большие» старосты появились здесь в результате преобразований первой половины 1550-х годов. Исходная модель земской реформы в Псковской земле выглядит следующим образом. На первом этапе в 1549— 15 50 гг. Псков получил уставную грамоту, аналогичную Устюженской, существенно ограничивавшую власть наместников и вводившую здесь налоговое и судебное самоуправление.- С 1 сентября 1555 г. наместничества в псковских пригородах были ликвидированы, а реформа самоуправления в них воплотилась в передаче власти выборным земским старостам, делившим судебные и административные полномочия с городовыми приказчиками. В связи с важным стратегическим положением Пскова институт наместников в самом городе сохранился. В разрядах уже в 1557—1558 гг. упоминаются псковские наместники Юрий Михайлович Булгаков и Петр Иванович Шуйский25. Земская реформа в Пскове, видимо, ограничилась введением института земских старост, впервые поименованных в грамоте 1555 г.

Но в пригородах земские учреждения недолго были единственной властью. Начавшаяся в 1558 г. Ливонская война обострила положение на западной границе и привела к реставрации в уездах Псковской земли наместничьего управления. В конце 50-х — начале 70-х годов кормления были восстановлены в Кобыльем городище, Гдове, Опочке, Острове. С февраля 1557 г. по февраль 1559 г. Кобылье Городище находилось в кормлении у В.К. Сухово-Кобылина. С августа 1558 г. до сентября 1561 г. в Гдове наместником был Ф.Л. Соловцов. В феврале 1561 г., когда в Гдове еще наместничал Соловцов, кормленую грамоту на Гдов с последующим продлением до сентября 1563 г. получил уже упомянутый В.К. Сухово-Кобылин. В 1567—1569 гг. в Опочке наместничал Н.П. Клементьев-Чепчугов, а в 1572 г. кормление в Опочке получил М. О. Адодуров. В 1574—1576 гг. в Острове наместничал Л.А. Окунев. Писцовая книга 1585—1587 гг. фиксирует наместничьи дворы в Гдове, Изборске, Острове, Кобылье, Вороначе, Велье, Володимирце, Опочке. Наместничьи дворы восстанавливались силами местного населения: в Изборске «делают тот намеснич двор всем городом и уездом». Очевидно, что система кормлений пережила войну и разорение: в Выборе и Дубкове, несмотря на наличие наместничьих дворов, самостоятельных кормлений как и прежде не было, и их уезды «тянули судом к Вороночу». Разорение, видимо, сыграло роковую роль в судьбе земского самоуправления в Псковской земле. После нашествия Бато-рия число черных дворов в псковских пригородах уменьшилось на 90%, что экономически подорвало основу для существования в них земского самоуправления.

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz