Храм Николы от Каменной ограды

Храм Николы от Каменной ограды — монастырская бесстолпная церковь, построенная, вероятно, в XVI веке. Он сохранил только четверик с главой и абсидой, потеряв притвор, звонницу и примыкавший к абсиде с северо-восточной стороны сход в подцерковье. Над входом в храм из притвора был написан по сырой штукатурке красной краской крест с «Голгофой». Почти вся наружная орнаментация здания уничтожена или заштукатурена. Форма главы, возможно, старая. Монастырь стоял на Изборской улице, шедшей сюда от моста.

Церковь Жен мироносиц построена в 1546 году на подцерковье, с главой на столпах и упрощенных сводах. Придел у нее в старину, возможно, был только с юга. Покрытия храма (и, очевидно, придела) были позакомарные. От старого придела осталась только абсида с окнами и голосниками, остальные его части перестроены в XIX веке. За~ падный притвор и старые галереи сломаны в XIX веке и вместо них сделаны новые пристройки. Звонница также не сохранилась. Лишь древний сход в подцерковье остался нетронутым. Юго-западнее храма стоит надгробная часовня конца XVI — начала XVII века. Несколько лет назад ее старая штукатурка была заменена новой, совсем не похожей на старинную. Тогда же сделан нынешний шатрик, отличающийся, однако, от первоначального, который был круче.

Один из наиболее старых псковских монастырей, Ивановский, упоминаемый летописью под 1243 годом, оставил нам собор, построенный, может быть, еще в XII веке. Это единственная сохранившаяся в Пскове княжеская постройка. В течение нескольких веков она служила местом погребения псковских княгинь. К нашему времени Ивановский собор дошел сильно измененным пристройками и переделками, которые начались еще с XV—XVI веков и продолжались до XX века. Во время Великой Отечественной войны пожар и последующее запустение почти полностью разрушили поздние добавки, а в 1949—1950 годах покрытия глав и основного объема храма были восстановлены в формах, близких к первоначальным. Однако реставрация этого памятника далеко не закончена. Более всего его вид искажает толща отложившихся около него напластований земли, закрывших его нижнюю часть и изменивших основные пропорции. Нынешняя обмазка и побелка —- собора не соответствуют его первоначальным формам. С ними в свое время сочеталась отделка каменных поверхностей розовой цемяночной обмазкой, оставлявшей в некоторых местах на виду красные плинфы (кирпичи), которые очень оживляли фасады, придавая им живописность и своеобразный характер.

С западной стороны все еще существует пристройка, относящаяся, видимо, к XVII веку, то есть представляющая остаток той композиции, которую получил Ивановский собор в XVII веке. Какой была эта композиция — пока что не выяснено. На южной стене храма сохраняется звонница XVI века. Как выглядел собор в XVI веке, нам тоже неизвестно. Интерьер храма не изучен в должной мере и не реставрирован. Все это очень затрудняет восприятие этого интересного памятника.

*     *     *

Содержание текста устюженской грамоты существенно важно для реконструкции хода реформы самоуправления в Псковской земле, поскольку Устюжна и Псков имели схожую структуру населения (влиятельные посады) и землевладения (преобладание поместно-вотчинных земель). Как показал Н.Е. Носов, земская реформа в Псковской земле началась в 1555 г. и носила ограниченный характер19. Институт наместников был упразднен в псковских пригородах с 1 сентября 1555 г. Это хорошо видно по сохранившимся фрагментам Боярской книги, в частности по наместничеству в Велье. В 1553 г. Велье, Врев и Володимерец «с корчмами и со всеми пошлинами» получил в наместничество Ф.Л. Соловцов. Он «съехал с Вельи на Ильин день 62, держал год» (1553—1554 гг.). Федора Соловцова сменил Б.У. Болтин, который «съехал с Вельи на Ильин день 63, держал год» (1554—1555 гг.). На смену Болтину прибыл Л.И. Олтуфьев: «наехал был на Велью на Ильин день 63, и Велья с Семеня дни 64-го дана в откуп».

«С Семеня дни 64-го», то есть с 1 сентября 1555 г., на откуп было переведено большинство псковских пригородов. Они получили право содержать свои земские органы самоуправления вместо прежних наместников. В пригородах, а также во входящих в состав уездов губах избирались старосты и целовальники, которые занимались судом по гражданским делам, раскладкой и сбором налогов. Н.Е. Носову, однако, не удалось выявить источников, показывающих деятельность земских миров в Пскове и его округе. Исследователь справедливо предполагал, что «если даже какие-то реформы в управлении самим Псковом и были проведены, то они падали на период 1555—1556 гг., а главное, или вообще не упраздняли институт псковских наместников, или имели в отношении его лишь временный характер». Тем не менее Н.Е. Носов сделал преждевременное заключение о том, что «наиболее действующими органами местного управления в Псковской земле» были губные старосты.

В последнее десятилетие были выявлены два комплекса источников второй половины XVI в., содержащих уникальные сведения по истории администрации Пскова. Это документы монастыря Сергия с Залужья 1563—1609 гг. и комплекс документов о землевладении и налогообложении монастыря Пятницы из Бродов 1542—1605 гг.22 Они тоже, разумеется, не дают полной картины административного поля в Пскове, но содержат важные детали, позволяющие наметить основные элементы системы управления. Наиболее ранний документ, датируемый 5 мая 1555 г., представляет указную царскую грамоту псковскому городовому приказчику Василию Меньшикову сыну Маракушеву о защите («береженьи») земель Пятницкого монастыря от посягательств соседских черных и частновладельческих крестьян. В акте отмечены насилия соседей в отношении монастырских крестьян, которых «обидят, и хлеб деи у них по пашням травят, и лес деи у них секут сильно, и всяким деи их дасильством обидят, и в том деи у них деревни запустели, и крестьяне деи у них розослися, а от сторон деи у них беречи некому». Цитированная указная грамота имеет прямую аналогию с грамотой ярославскому городовому приказчику 1538 г. и позволяет утверждать об имевшем место на Северо-Западе возрастании роли этих должностных лиц после губных реформ 1530-х годов.

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz