Еще в Мелетове у церкви Козьмы и Дамиана с Примостья в апсиде было три окна, среднее располагалось строго по центру

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Подобную форму боев М. X. Алешковский датировал не ранее 1387 г. Подводя итоги рассмотрения столетия, фактически сформировавшего город, определившего художественные образы и выразительный язык псковского искусства, мы прежде всего должны подчеркнуть сугубую предположительность наших, да и всех существующих теорий. Не подлежит сомнению, что возводились одновременно церкви всех типов. Церкви Довмотова города не обладают развитой декорацией, их апсиды не имеют столь распространенных в Новгороде и Старой Руссе валиковых разводов. Раскопки ясно доказали нам постоянное наличие в интерьерах церквей фресковых росписей, исполняемых сразу после завершения строительства. Кардинальным для проблем изучения архитектуры Пскова является определение времени, когда появились ступенчатые основные своды.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Храм в Кобыльем городище только на первый взгляд является упрощенным и несколько примитивным, здесь много специальных коррективов форм, выполненных осознанно, уверенно и профессионально. В плане церкви непросто выявить систему трех одинаковых зон, но она все-таки существует как отсчетная. Внутренняя ширина здания (7,3—7,4 м), разделенная на три, дает ширину центральной апсиды (примерно 2,5 м). Западные столбы сдвинуты к востоку на 20 см, столбы раздвинуты к северу и югу на 20 см, подкупольное пространство получает форму вытянутого в поперечном направлении прямоугольника — 2,2 × 2,6 м.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В этой композиции арочных линий не заметно никаких переделок — а она вряд ли могла возникнуть ранее самого конца XV в. , т. е. здание 1463 г. переделано в большей степени, нежели пока предполагается. Структура интерьера церкви невозможна для 1463 г. и маловероятна даже для конца XV в. Странными являются вытянутость водкупольного пространства поперек, причем весьма значительная — 3,6 × 4,3 м, резкая несимметричность боковых нефов — 3,3 м ширина южного и 4,3 м северного; если решение западных угловых компартиментов — двухъярусных, с палатками на круглых низких столбах — еще может быть отнесено к XV в. , то указанным соотношениям вообще невозможно подобрать аналогию, они могли появиться лишь как результат капитальных перестроек. Свободно стоящие восточные столбы, совершенно раскрытые восточные угловые компартименты, внутреннее решение апсид, странный уступ северной стены жертвенника не имеют ничего общего с памятниками XV в. и могут быть сопоставлены лишь с приемами псковской архитектуры второй четверти XVI в. Не был ли храм переделан в середине XVI в. ? Некоторый повод для такого предположения дает и существование колокола, специально отлитого для этого храма в 1547 г. Непрерывность возведения церквей между 1461 и 1471 гг. свидетельствует о единстве периода и традиции. С этой точки зрения очень интересны два одноименных и одновременных, около 1471 г. , храма Рождества Богородицы в Старой и Новой Уситве, введенные В. В. Седовым в рассмотрение общей эволюции псковского зодчества.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Разница невелика, во ее как бы и совсем нет, ибо она возникает из-за излома обычно единой линии заплечиков и конхи апсиды. Уступ конхи определяется наружной границей восточной стены; если измерять длину восточного рукава креста до него, то этот рукав получается равным западному. Однако вертикальные заплечики апсиды вынесены к востоку, не совпадают с линией конхи. Это соотношение часто встречается в новгородских и псковских памятниках XIV—XV вв.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Северные угловые компартименты раскрыты в рукава креста широкими арками и, вероятно, соединялись настилом вдоль северной стены церкви. В юго-восточном углу над диаконником устроена лишенная окон палатка, которая могла служить ризницей (доступ в нее — только по приставной лестнице со стороны центральной апсиды). Композиционная система и конструкции Георгиевской церкви традиционны, но воплощены они с необычной чистотой и точностью, зрительным ощущением кратности и соразмерности пространств и ритмов. Движение ровных поверхностей стен однородно и строго, оно не имеет таинственности стихийною формирования.

Архитектура первой половины XIV в.

Некоторая «робость» оболочки, отсутствие в ее движении властного формообразования создают особую эмоциональную атмосферу в храме. При несомненной пространственности интерьера движение в нем ненаправляемо, комбинация отношений в каждой точке ощущается как случайная и неустойчивая. Интерьер освещали окна барабана и узкие окна в верхней части апсиды и рукавах креста (по одному), ширина окон стала значительно меньше в сравнении с формами XII в. (18 см против 80 см). При общей созерцательности сумеречного пространства в нем чувствуется какая-то нотка незащищенности; интерьер, несмотря на величину, выглядит камерным — ситуация, обратная новгородской. В соответствии с композицией мирожского собора хоры устроены как замкнутые палатки-приделы. Вход на внутристенную лестницу к ним ведет с внешней стороны западной стены, и кажется вполне логичным предположение Г. В. Алферовой о существовании с западной стороны самого начала притвора.

Псковская архитектура XII в.

Пол храма был цемяночным, в диаконнике вымощен каменными плитами. Все три апсиды сохранили остатки престолов, под престолом диаконника обнаружено захоронение. В. Д. Белецкий делает предположение о том, что здесь был похоронен князь Всеволод Мстиславич, и отмечает, что престол был переложен, разобран и собран заново в той же технике. В. Д. Белецкий датирует подобную перекладку временем около 1144 г. , однако она может быть связана с переносом мощей Всеволода Мстиславича в Троицкий собор в 1193 г. Все три рассмотренных храма, хотя и разные типологически, стали образцами для зодчих последующих столетий. Мирожский собор копировался целиком; от Иоанновского, вероятно, распространились трехапсидная композиция алтаря, скругленные столбы, от них обоих — устройство хор на деревянных настилах.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Угловые компартименты, особенно восточные, столь сокращены, что их двухъярусное устройство теряет функциональный смысл, оно кажется устроенным лишь по традиции, в Связи с чем в структуре начинают пробиваться ясность и прозрачность схемы. Именно в этот короткий период жизни псковской архитектуры прозрачность храмов с двухъярусными углами становится максимальной, из-за полной проявленности идеи возникают известные Однообразие и повторяемость, которые в Ильинской церкви преодолеваются необычностью пропорций и миниатюрностью. Правильность привычной композиции могла бы нарушить очень широкая апсида, ибо она должна была повлечь и расширение свода восточного рукава. Но апсида была сделана широкой только для практических целей, это не была какая-либо перспективная игра. Поэтому стены вимы расширяются только внизу, вверху же малые арки к восточной стене идут параллельно, но вынуждены, чтобы не повиснуть в пустом пространстве широкой апсиды, подняться выше обычного уровня — в уровень восточной люнеты. В кладке люнет, парусов, барабана в изобилии применены голосники, ниши окон, барабана и апсиды имеют уступчатые завершения.

Псковская архитектура XII в.

В соборе Мирожского монастыря в центре было лишь одно окно. Видимо, это определило размещение одного окна и на таком же месте в центральных пряслах боковых фасадов Иоанновского собора, но в последнем нижние окна боковых прясел образуют вместе со средним пирамидальную композицию, ритмом своим перекликающуюся с более ранними (Ан-тоново) и более поздними (Ладога) памятниками. Образование пирамидальной композиции окон при их строчном расположении стало возможно из-за необычной формы верхних окон всех малых прясел и апсид. Они сделаны круглыми и весьма малыми, что и позволяет верхнему окну центрального прясла объединяться композиционно с нижними в боковых. Возможно, что круглые окна были употреблены из-за невозможности (низкий собор) разместить обычные, арочные. Очень трудно определенно указать источник этой формы.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Искусство это автор оценивает невысоко — «зодчество этого края не заслуживает большого внимания в художественном отношении» — и интересуется им лишь как зачатком самобытной архитектуры XVI—XVII столетий. Однако теоретическая предвзятость автора не помешала ему выявить много интересного и нового при описании памятников. Установив надложенность угловых ячеек собора Мирожского монастыря, он выделил его тип как равноконечно-крестовый, отметил связанное с этим самое раннее понижение высоты боковых апсид; он указал также на упрощенность форм, отсутствие украшений и приземистость пропорций. Основываясь на близости — «совершенном тождестве» — этому памятнику собора Снетогорского монастыря, он датирует последний не 1310 г. , а «значительно более ранним» временем. Относя вслед за краеведческой и исторической литературой собор Ивановского монастыря к 1240-м годам, он пишет о первом появлении здесь круглых западных столбов, деревянных хор, причину появления двух западных глав видит в желании осветить хоры. Арочные пояски по верху барабанов глав он считает результатом позднейшей переделки под влиянием западного искусства.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Апсида резко увеличена по ширине, которая достигает 4,2 м, из-за этого стены вимы резко расширяются к востоку. Подобный прием распространен при сооружении маленьких церквей, особенно одноапсидных, с сокращенной площадью алтаря. Вертикальные пропорции интерьера кажутся необычными, хотя основные уровни определены вполне традиционно. Модуль в три Метра, чья роль в плане затушевана подвижками столбов, сохраняет свое значение в высотном построении.

Читать далее...