Их величиной диктовались и размеры кварталов, и ширина улиц, — то есть вся сетка планировки, резко отличная от нынешней прежде всего своим масштабом

Архитектурные приемы

От былой их разъединенности осталась лишь «мпогопокровность» — обыкновение покрывать если не все, то многие из срубов особой крышей, нередко резко отличной от соседней. Размеры срубов оставались очень разными, их не старались выравнять. Богатые люди делили свои жилища на две половины— женскую и мужскую, с жилыми избами и сенями в каждой, а наиболее богатые и знатные уже тогда, видимо, строили при каждой из половин отдельные повалуши и столовые горницы. Их хоромы поэтому вытягивались в длинные корпуса с двумя, а то и более крыльцами и висячими галереями, связывавшими отдельные срубы.

Ансамбль подворья

Од так удачно был поставлен на довольно тесном пространстве подворья, что весь попадал в поле зрения выходившего из ворот, воздействовал сразу всеми своими частями и деталями. Не случайно колокольня обращена в сторону ворот. Изнутри храм Одигитрии, как и теперь еще можно заметить, выглядел грандиозным. Его крупные размеры и здесь были хорошо выявлены благодаря очень умело преувеличенному масштабу. Мощь восьмигранных столпов была подчеркнута превышающими рост человека четырехугольными постаментами у их основания. Лаконизм гладких стен, сводов, столпов, лишенных мелких деталей, создает впечатление, что храм строили великаны.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Если, следуя обычному приему, ширину храма разделить на три, то получится модуль величиной около 3 м (как и в церкви Георгия). Однако западные столбы не имеют обычного сдвига к востоку, они отодвинуты от центра к западным углам примерно на 15—20 см. Восточные столбы, как и положено, сдвинуты к востоку примерно на 60 см, на половину толщины восточной стены. Из-за подобных перемещений подкупольное пространство увеличилось по отношению к исходному модулю и приобрело прямоугольные очертания, его размеры 3,47 и 3,58 м (поперечные) и 3,7 м (продольные). Апсида резко увеличена по ширине, которая достигает 4,2 м, из-за этого стены вимы резко расширяются к востоку. Подобный прием распространен при сооружении маленьких церквей, особенно одноапсидных, с сокращенной площадью алтаря.

Архитектура первой половины XIV в.

Общие габариты 16,5 × 14 м против 17 × 16. Однако, чтобы правильно оценить размеры, надо вспомнить габариты новгородских памятников первой половины XIV в. ,» не превышающие 11—13 × 9—11 м (за исключением церкви Благовещения на Городище, где размер задан предыдущей постройкой начала XII в. ). Собор Снетогорского монастыря — очень большой для эпохи, он связан с масштабом архитектуры XII в. Длина его почти равна мирожскому.

Псковская архитектура XII в.

Как показывают последние исследования, строительство в Ладоге продолжается до 1164—1166 гг. , когда там возводится церковь Георгия. До нее возникла Успенская церковь и, возможно, остальные, известные нам по раскопкам, храмы — на берегах Волхова и Ладожки. В Новгороде в этот период не ведется строительство, что свидетельствует о сохраняющемся положении артели — единственной в новгородской земле. Поэтому создание собора Иоанновского монастыря в Пскове также невозможно и в годы, ближайшие к 1152 г. Нельзя отнести этот памятник и к концу XII столетия, ибо с собором Мирожского монастыря у него идентичны не только некоторые формы, размеры, но и пропорции, строительная техника, размер плинфы. Кроме того, для его общей композиции несомненным образцом являлся собор Антониева монастыря, что потеряло всякую актуальность после строительства в Ладоге. М. И. Мильчик и Г. М. Штсндср за основу хронологии строительной деятельности Нифонта берут последовательность помещенного в летописи посмертного панегирика архиепископу.

Средний город

Корпуса по сторонам колокольни были построены первоначально вместе с нею и представляли собой, по-видимому, лавки. В XIX веке корпуса были переделаны и надстроены еще одним этажом. В 1948—1949 годах их сломали и выстроили заново в характере псковской архитектуры XVII века. Но в левом корпусе ни размеры, ни рисунок проемов не соответствуют первоначальным. Старые окна были вдвое больше, проемы открытых лавок были ниже, арки их имели иное очертание, более близкое к полуциркульному.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Произошло это, видимо, во второй четверти XV в. В Мелетове, во всяком случае, старое и новое еще неразрывно соединено, памятники 1490-х годов уже потеряют эту неразрывность и сделают решительный выбор в пользу новых черт. В Успенской церкви в Мелетове подъем центральных арок увеличивает подкупольное пространство, его физические размеры и структурную роль; храм по всей своей ширине и длине как бы включается в целостность объединенного центрической композицией сводов пространства. Здесь, по существу, нет арок. Если в Москве всегда выделены столбы, их роль подчеркнута профилированными плитами-капителями, и поэтому мы всегда чувствуем поднимающуюся от капителей арку, говорим о повышенных подпружных арках, то здесь сама ровность и непрерывность поверхностей в средней зоне полностью уничтожает ощущение столба, четкой и кристаллизованной угловой опоры. Система ступенчатых сводов ясно, равномерно и спокойно собирает все части здания от периферии к центру и придает интерьеру непререкаемую зрительную целостность.

Псковская архитектура XII в.

Это маленький для Новгорода храм со стороной подкупольного квадрата 3,5 м; такой размер впервые появляется в Новгороде. Храмы подобного размера позже, во второй половине XII в. , возводились за один сезон. В начале века большие по размеру церкви возводятся за два-три года (собор Антониева монастыря, 1117—1119; церковь Иоанна Предтечи на Опоках, 1127—1130). В 1144 г. в Пскове возводится церковь Дмитрия Солунского, некоторые ее размеры и очертания восточной части аналогичны Успенской церкви, как справедливо заметил В. Д. Белецкий; близки между собой и плинфы, примененные в этих храмах. Это еще один след работы в Пскове новгородцев.

Архитектура первой половины XIV в.

Снаружи хорошо видно, что закомары на боковых фасадах не соответствуют лопаткам и даже (на северном) оторваны от них, отделены поясом металлических связей конца XVII в. С большой долей уверенности можно утверждать, что существующие позако-марное завершение фасадов и система повышенных сводов возникли в 1694—1696 гг. Собственно, об этом говорит давно известная надпись на плите внутри храма: «. в лето 7202 и 7203 (т. е. в 1694 и 1965 гг. — А. К. ) устроена вновь, внутрь и около обветшавшие места, и своды верхние, и глава. » Существовало ли позакомарное завершение фасадов изначально? Любой ответ предположителен, но все же некоторые обстоятельства заставляют согласиться с такой гипотезой. План здания, его тип имеют много общего с новгородской архитектурой. Структура и размеры здания аналогичны церкви Благовещения на Городище в Новгороде (по ширине — собору Снетогорского монастыря), планы зданий при наложении практически совпадают. Плановая схема идентична приемам новгородской традиции, соотношения приобретают нормативный для Пскова характер. Основой служит ширина подкупольного квадрата (4 м). Этому размеру равна глубина рукавов креста, таким образом определяется ширина храма.