Смерды упоминаются в договорной грамоте

Холм бывшего Городца

Так, смерды упоминаются в договорной грамоте 1440 г. , двух частных актах и в летописных сообщениях 1484—1485 гг. и не упомянуты в Псковской судной грамоте. В трудах отечественных историков второй половины XX в. смерды единодушно признаются лично свободными крестьянами, платившими дань князю и Господину Пскову. Правда, оценки положения смердов в структуре сельского населения существенно различаются. А. Л. Хорошкевич, опираясь на исследования А. А. Зимина, считает смердов людьми с низким социальным статусом, своего рода государственными рабами: они, по мнению исследователя, «представляли собой население княжеских сел, передаваемых городом «в кормлю» князьям, приглашаемым для их обороны»16.

Троицкий собор

– «Брань о смердах». – Псковская судная грамота как памятник права. – Судоустройство и судебный процесс. При изучении общественных отношений в Псковской земле исследователи сталкиваются с их глубоким своеобразием, проявляющемся в том, что в конце XV в. в летописях упоминаются смерды, исчезнувшие в других русских землях еще в XIV в. , земли продаются и наследуются «в одерень», а само землевладение является мелким и раздробленным. А. Д. Горский проницательно заметил, что из псковских по происхождению источников «создается впечатление о значительной архаичности общественного строя в Псковской земле по сравнению с остальной Русью, в том числе — с соседним Новгородом, о какой-то запоздалости Пскова в развитии феодальных отношений и социально-экономической жизни псковичей»’. Действительно ли Псков эпохи независимости был «феодализирующимся захолустьем» или, быть может, дело в особенностях источников, язык которых исследователи слишком часто стремятся истолковать буквально? Задача этой главы состоит в реконструкции наиболее спорных черт общественного строя средневекового Пскова, в том числе с применением методов лингвистического анализа. Первые же каменные жилые здания XVII века были огромными по тем временам. Окна их верхних деревянных помещений достигали высоты крестов, увенчивавших главы больших псковских храмов.

Псков в XVIII—XX веках

В более ранний период истории Новгорода термин «смерд» употреблялся, как правило, в источниках, происходивших из элитарной боярско-церковной среды. В берестяных грамотах XII—XIV вв. под смердами понимаются Платившие дань жители Заволочья, а также сельские жители, выплачивавшие по разверстке оброк боярину Онцифору Лукиничу, должники. Особенно показательно наиболее позднее из известных ё науке употребление термина «смерды», относящееся к 40-+ 60-м годам XIV в. , звучащее в переводе так: «Поклон от Кирика Онцифору. Ты даешь распоряжение о рыбах.

Читать далее...

Памятники творчества псковских каменщиков

Источники не всегда позволяют жестко разграничить эти явления; языку средневековых источников свойственны крайне сложная социальная классификация и множество категорий. Придя к выводу о недостоверности некоторых летописных характеристик, мы отказались от характеристики смердов как реликта эпохи Киевской Руси (государственных рабов), а избрников — как прототипа крепостного крестьянства. Всякая терминология статична, и термины «смерды» и «изорники» отражали лишь немногие характерные черты тех или иных категорий сельского населения. И на земле, и перед судом свободные жители Пскова или погостов ощущали себя либо псковити-нами, либо волощанами.

Читать далее...

По памятникам города

Статус покупателей земли в Лисьях не определен: это могли быть представители верхушки сельских жителей, мелкие вотчинники, аналогичные псковским земцам, или даже, как предположила Л. М. Марасинова, посадники. В любом случае община-погост в Лисьях навсегда утратила контроль над проданной землей в результате акта продажи, в котором участвовали смерды. Непременным условием сделки должно было быть право распоряжения своей землей, принадлежащее не общине в целом, а отдельным домохозяйствам смердов, представленным их главами — Яковом, Ермолой и Родионом.

Читать далее...

Южная стена Детинца

В 1894—1895 годах собор, снаружи сверху донизу, а внутри лишь частично, был оштукатурен цементом и отделан отлитыми из цемента лепными наличниками окон и орнаментами. Старательно выравненные линии и плоскости новой штукатурки, претендующие на геометрическую правильность, придали наружным формам собора неприятную сухость. Новая орнаментация, выполненная по рисункам архитектора Ф. П. Нестурха в ложном «византийском» духе, изменила характер наружной обработки и внесла в декор, и без того не совсем выдержанный, еще больший разнобой. А. Л. Хорошкевич считает, что смерды не упомянуты в Судной грамоте потому, что «не принадлежали городскому суду, а только суду князя, подобно другим категориям холопов», только, в отличие от княжеской челяди, смерды «не подлежали вывозу из городской округи». «Статус смердов, — пишет А. Л. Хорошкевич, — находившихся в коллективной зависимости от псковского наместника, ставленника великого князя всея Руси, позволял последнему считать себя единственной высшей судебной инстанцией по отношению к этой категории зависимого сельского населения».

Четырехстолпные храмы

Однако община в средневековой Руси вовсе не была коммуной, основанной на уравнительных принципах. Это была, в первую очередь, организация территориальная, объединявшая дворовладельцев одной улицы или сотни в городе, одной губы или засады в сельской местности. Ни о каком равенстве в общине и речи быть не могло: «суседи», конечно, могли оказывать посильную помощь при постройке дома или уборке урожая в страду, но селяне-смерды или горожане-псковитины сильно отличались по своей «прожиточности». В условиях экстремального существования человека не страшила несвобода. Разница между волей и несвободой ощущалась не столь остро, как сейчас. Человек легко расставался со свободой, коль скоро она переставала его кормить, и становился холопом или поряжался в крестьяне.

Читать далее...