Памятники творчества псковских каменщиков

Не утратившие первоначальную обработку барабан и абсиды свидетельствуют об остром чувстве формы и пропорций у зодчего, строившего это здание, о его художественной одаренности. Возможно, что это был мастер Еремей, создавший в 1416 году в Довмонтовом городе купеческую церковь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии и упомянутый летописью, может быть, именно потому, что он прославил перед этим себя постройкой церкви Василия на Горке. Представляя себе храм Василия на Горке в его первоначальном виде и в былом окружении, можно по-настоящему оценить его художественную ценность.

Высоко вздымавшийся над тенистыми деревянными улочками, храм казался по контрасту с ними особенно светлым и изысканно стройным. Но таким он существовал лишь до конца XVII века. Переделки в конце XVII и в XVIII веке лишили его былой законченности, обеднили композицию, испортили силуэт, отяжелили формы.

За XVIII век этот выдающийся памятник творчества псковских каменщиков пришел в такую ветхость, что «по неудобпости к исправлению и безобразному виду» его он был назначен на слом. Лишь по счастливой случайности он не был уничтожен. При ремонтах в XIX веке он потерял старый иконостас, а затем и резной клирос XVII века. Первоначальные окна сохранились лишь в барабане, да в боковых частях абсид, в серединах которых пробиты новые большие окна. Глава на храме целиком сделана в XIX веке, а до нее была глава, покрытая поливной чешуйчатой черепицей яркого голубовато-бирюзового цвета. Главка на приделе сохраняла до Великой Отечественной войны старинную форму и была завершена кованым железным крестом конца XVII или первой половины XVIII века. Заслуживает осмотра подцерковье. Кладка его стен, арок и сводов еще сохраняет остатки былой правильности и четкости очертаний.

Кончанский храм древнего Опоцкого конца — церковь Николы на Усохе (или в Опоках) — впервые был построен в 1371 году. В 1535 году он был сломан и построен заново. В то время это было в Пскове второе по величине здание после Троицкого собора. Теперь оно не менее чем на два метра от его первоначального основания закрыто напластованиями, наросшими с XVI века. С северной стороны четверика находились придел и притвор, сохраняющиеся и теперь. Над северной стеной возвышалась звонница. С южной стороны главного объема храма к притвору примыкала с востока палатка. Эту сторону украшала небольшая, но очень заметная, благодаря широким открытым наружу проемам, часовня над усыпальницей, примкнувшая к южной боковой абсиде. Притворы—главный, западный и боковые — северный и южный, соединялись галереей, перекрытой деревянным настилом. Объемистая луковичная глава храма была покрыта темно-зеленой поливной черепицей. Три стены четверика (северную, западную и южную) и лицевые стороны притворов украшали восемь ниш с ликами святых. Одна такая ниша с изображением Николая Мирликийского располагалась под навесом часовни.

В XVII веке храм оказался в сильно запущенном состоянии. Верхние части его были размыты водой и осыпались, своды поросли травой и кустами. Ремонт, сделанный в конце этого века, лишил здание его восьмискатного покрытия, а вместе с тем и его былой стройности, внес изменения в покрытия его придела и притворов. Были расширены окна, часовня сделана закрытой, деревянные перекрытия галереи заменили сводами, галереи отделили от притвора перегородками, к западному притвору пристроили приземистое крыльцо. Стройное и, несмотря на свои большие размеры, изящное здание стало после этого грузным, приземистым, барабаны глав его от переделки крыш укоротились, формы здания опростились, приняли грубоватый характер.

Церковь Николы на Усохе. Реконструкция
Церковь Николы на Усохе. Реконструкция

*     *     *

Судебный поединок в феодальном обществе был универсальным способом вынесения приговоров как в гражданском, так и в уголовном процессе. При неразвитости судебного следствия явных доказательств часто не хватало, поэтому дело решалось «Божьим судом» и отдавалось на волю случая. Детальное описание судебного поединка дано в ст. 37 Псковской судной грамоты. «А которому человеку поле будет с суда, а став на поле истец поможет своего исца, ино ему взять чего сачил на исцы, а на трупоу кун не имати, толка ему доспех сняти, или иное што, в чем на поле лезет, а виноватому платити княжа продажа, и приставное двема приставом толка побьются по 6 денег, а толка прощение возмут, ино приставом по 3 денги, а князю продажи нет, ож истец чего не возможет»49. Из текста видно, что оба истца в присутствии судебных приставов сходились в бою и победа в поединке означала выигрыш дела. Поединок мог завершиться и смертельным исходом, но в этом случае победитель не получал денег по тяжбе, он мог лишь снять с убитого доспех и одежду. Таким образом, закон прямо не запрещал смертельный исход на поединке, но косвенно ставил убийцу в невыгодное положение. Если победитель хотел получить имущество, из-за которого шел процесс, то он не должен был доводить дело до смерти противника.

Интересы женщины, несовершеннолетнего или монаха мог на поединке защищать наемный боец; в этом случае и другая сторона имела право выставить наймита. Так судебный поединок зачастую превращался в схватку наемных бойцов, но его исход имел решающее значение. Кроме судебного поединка, в качестве доказательств применялось еще крестное целование, например, в торговых делах.

Псковское общество XIV—XV вв. предстает перед нами как динамичйо развивавшаяся система, включавшая в себя реликты старого, почти родоплеменного быта и элементы нового феодального порядка. Источники не всегда позволяют жестко разграничить эти явления; языку средневековых источников свойственны крайне сложная социальная классификация и множество категорий. Придя к выводу о недостоверности некоторых летописных характеристик, мы отказались от характеристики смердов как реликта эпохи Киевской Руси (государственных рабов), а избрников — как прототипа крепостного крестьянства. Всякая терминология статична, и термины «смерды» и «изорники» отражали лишь немногие характерные черты тех или иных категорий сельского населения. И на земле, и перед судом свободные жители Пскова или погостов ощущали себя либо псковити-нами, либо волощанами.

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz