Всякое легитимное действие человека обусловливалось волей социума, поэтому в большинстве своем они были предсказуемыми и стереотипными

Ансамбль подворья

Его крупные размеры и здесь были хорошо выявлены благодаря очень умело преувеличенному масштабу. Мощь восьмигранных столпов была подчеркнута превышающими рост человека четырехугольными постаментами у их основания. Лаконизм гладких стен, сводов, столпов, лишенных мелких деталей, создает впечатление, что храм строили великаны. В свое время эта мощь архитектуры подчеркивалась иконостасом, его резьбой и членениями ярусов, клиросами и всем убранством.

Осмотр храмов

. князь Александр поеха изо Пскова с всею челядью своею на Москвоу». Система княжого управления была построена по иерархическому принципу, свойственному феодальному обществу. Сам псковский князь был наместником Великого князя Московского; в пригороды же Псковской земли назначались наместники псковского князя из числа его людей. В Псковской судной грамоте отразились все эти уровни суда: начиная с княжьего человека, «которому… ехат на пригород наместником», и заканчивая самим князем, «на сенях» у которого происходит суд. Низший суд в Псковской земле проходил на местах — в городских сотнях и пригородах — без участия самого князя. Суд на местах судили мелкие городские и княжеские чиновники: в пригородах наместники, в губах — волостели или «губские» старосты. Закон предусматривал борьбу с вымогательством («посулами») судей: подобные действия приравнивались к грабежу46.

Читать далее...

Главные улицы Запсковья

После Петрова дня через реку была переброшена деревянная стена, включавшая двое ворот с решетками. В 1540 г. были сооружены сразу три сохранившихся до наших дней каменных церкви в Пскове (Петра и Павла с Буя, Козьмы и Демьяна на Гремячей горе и Алексея-человека Божия в Поле), а в Печерском монастыре построили церковь Благовещения Богородицы. В 1543 г. в Пскове возвели храмы Спаса на площади и Иоанна Златоуста на Сокольей улице. Тогда же была поставлена Никольская церковь в Острове. В 1546 г. появились две новые каменные церкви на Завеличье — Стефановская в Мирожском монастыре и Св.

Церковь Одигитрии

Однако степенные посадники регулярно отчитывались на вече о своей деятельности, а такие вопросы, как внесение изменений в законодательство, были предметом обязательного доклада на вече. Об этом говорится в ст. 106 Псковской судной грамоты: «А которой строке пошлинной грамоты нет, и посадником доложить господина Пскова на вечи, да тая строка написать». Деятельность посадника проходила под контролем городской общины, при вступлении в должность посадник целовал крест и приносил присягу в том, что «ему судить право по крестному целованию, а городскими кунами не корыстова-тися, а судом не метится ни на кого ж, а судом не отчитись, а правого не погубити, а виноватого не жаловати, а без исправы человека не погубити ни на суду на вечи». Вече Парадоксальность феномена веча состоит в трудно совместимом противоречии между теоретическими представлениями и сведениями источников о нем. Теоретически вече рассматривается как трансформированное в эпоху государственности народное собрание и считается древнейшим властным институтом. В псковских источниках оно появляется на два столетия позже князя: прямое упоминание о вече в Пскове впервые встречается лишь в начале XIV в. в грамоте 1308—1312 гг. : «То воля Господина Пскова у Святой Троицы на вече»46.

Четырехстолпные храмы

Однако община в средневековой Руси вовсе не была коммуной, основанной на уравнительных принципах. Это была, в первую очередь, организация территориальная, объединявшая дворовладельцев одной улицы или сотни в городе, одной губы или засады в сельской местности. Ни о каком равенстве в общине и речи быть не могло: «суседи», конечно, могли оказывать посильную помощь при постройке дома или уборке урожая в страду, но селяне-смерды или горожане-псковитины сильно отличались по своей «прожиточности». В условиях экстремального существования человека не страшила несвобода. Разница между волей и несвободой ощущалась не столь остро, как сейчас.

Читать далее...