Борису Васильевичу Волоцкому и получил земли в его уделе

Ростовские князья

К 60-м годам XV в. , когда, возможно, и начиналась его деятельность, половина Ростова находилась в уделе вдовы Василия II Марии (Марфы) Ярославны, второй владели потомки младшей ветви ростовских князей. Поземельных связей у Голениных с Ростовом поэтому, вероятно, уже не было. Но и при великокняжеском дворе на ростовских князей смотрели еще с недоверием. В таких условиях «князь-изгой» А. Ф. Голенин перешел на службу к кн. Борису Васильевичу Волоцкому и получил земли в его уделе. Уже в завещании этого князя, написанном около 1477 г. , Андрей Федорович упоминается как его боярин. Вскоре Андрей Федорович умер.

Читать далее...

Гедиминовичи

И снова отделался сравнительно легким испугом: в феврале 1531 г. он дал вторую запись на верность Василию III (на этот раз и его сыну Ивану) под угрозой церковного проклятия. В ходе опал, очевидно, Мстиславский и потерял свою вотчину в Ярос-лавце, получив вместо нее сравнительно небольшие волости Юхоть и Черемху в Ярославском уезде. В августе 1533 г. Ф. М. Мстиславский был послан к воеводам в Коломну во время нападения Сафа-Гирея на рязанские земли. Последний раз он упоминается в разрядах летом 1539 г. Умер 30 июня 1540 г. На положение боярина он так и не перешел. Боярский титул получил только его сын Иван (1549 г. ). У Михаила Всеволодовича Черниговского было пятеро сыновей.

Гридницы

Для Господина Пскова не была характерна территориальная экспансия. Восточная граница Псковской земли оставалась неизменной на протяжении столетий; западная граница с Ливонским орденом, видимо, уточнялась, и территориальная принадлежность ряда участков на Псковском и Чудском озерах и в районе Вышгорода была спорной. Но даже если и имело место некоторое продвижение поселений псковичей на Запад, этот процесс следует рассматривать не как экспансию, а как заселение неосвоенных пространств. Русско-ливонские войны 1450—1480-х годов Когда в 1510 г. псковичам пришлось решать проблему присоединения к Москве, вопрос был сформулирован таким образом: если Псков отойдет от союза с великим князем и присоединится к Литве или Ордену, то на него обрушится «гнев божий, глад и огнь и потоп и нашествие поганых»9. Событием, заставлявшим псковичей содрогаться от возможной вражеской угрозы, стали пограничные конфликты и войны России с Ливонским орденом в 1480—1481 и 1501 — 1503 гг. Псковское государство воевало с Ливонским орденом более 200 лет, но предыдущие войны не носили столь ожесточенного характера.

Читать далее...

Верхний придел

Северовосточная часть современной территории Псковской области входила в состав Шелонской пятины Новгородской земли: Новгородского и Порховского уездов. Наконец, к юго-востоку от Псковской земли находились уезды с непосредственным подчинением Москве: Великолукский, Пустор-жевский и Невельский. Система управления в уездах сильно различалась, она зависела от статуса территории. Во главе уезда стоял наместник, в Пскове их было два. Псков был одним из наиболее крупных наместничеств в Русском государстве, поэтому здесь «годовали» наиболее знатные кормленщики.

Архитектура первой половины XIV в.

Первое определяется их до сих пор сохраняющейся важнейшей ролью в городском архитектурном ландшафте. Второе связано с удивительным свойством старого искусства всегда оставаться произведением местного вкуса даже в тех случаях, когда строительства ведется пришлыми зодчими (греческими — в Киеве, немецкими — во Владимире, киевскими — в Новгороде, новгородскими — в Пскове, примеры легко можно умножить). В Пскове даже заказчик — новгородский архиепископ, но, тем не менее, художественная и эмоциональная атмосфера памятников ближе последующим постройкам Пскова, а не одновременным новгородским соборам. Псков в XIII в. оставался окраиной русской земли, монгольское нашествие коснулось его в наименьшей степени. Но его прежнее спокойное существование в тени Новгорода в XIII в. резко изменилось. Формирование государственности у прибалтийских племен, появление в качестве непосредственного соседа немецкого рыцарского ордена, ведущего политику активной экспансии, военные притязания шведов стали источником новой и исключительно острой опасности дога западных русских земель, и прежде всего для Пскова. Дело дошло до захвата Пскова немцами в 1240—1242 гг. Непрестанная борьба с западными соседями станет уделом Пскова, для которого отныне и вплоть до конца XVI в. наступит период драматической и героической жизни.

Читать далее...

Храм Николы от Каменной ограды

К нашему времени Ивановский собор дошел сильно измененным пристройками и переделками, которые начались еще с XV—XVI веков и продолжались до XX века. Во время Великой Отечественной войны пожар и последующее запустение почти полностью разрушили поздние добавки, а в 1949—1950 годах покрытия глав и основного объема храма были восстановлены в формах, близких к первоначальным. Однако реставрация этого памятника далеко не закончена. Более всего его вид искажает толща отложившихся около него напластований земли, закрывших его нижнюю часть и изменивших основные пропорции. Нынешняя обмазка и побелка —- собора не соответствуют его первоначальным формам. С ними в свое время сочеталась отделка каменных поверхностей розовой цемяночной обмазкой, оставлявшей в некоторых местах на виду красные плинфы (кирпичи), которые очень оживляли фасады, придавая им живописность и своеобразный характер. С западной стороны все еще существует пристройка, относящаяся, видимо, к XVII веку, то есть представляющая остаток той композиции, которую получил Ивановский собор в XVII веке.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Но для нас важно отметить искренность их поиска индивидуальной нравственной чистоты. Никоим образом нельзя представлять стригольников противостоящими христианской вере, это были глубоко верующие и добродетельные люди, что признавали и их противники: «аще бо не чисто житие их видели люди, то кто бы веровал ереси их». Нам хотелось бы отметить два момента религиозного переживания, один из которых является отголоском какого-то специфического стригольнического обряда, а второй был видимо распространенным в XIV в. Первый состоит в поклонении и покаянии земле. Стригольники «велят земли каятися человеку», «вшед (в церковь) припади к вышнему и лицем землю покрый и принуди его (бога) помиловати тя». Это высказывание не канонично, но в нем содержится отголосок того душевного состояния, которое выразило себя в особой вещественности каменной оболочки псковских церквей, в которой холодная стихия застывшего, схваченного раствором камня соединяется с ремесленной рукотворностью, человеческой «обжитостью», теплотой поверхности.

Читать далее...