Андрей и Борис отъехали из Пскова накануне Воздвиженья, разорив при этом Мелетовскую волость

Очерк развития архитектуры Пскова

Некоторое оживление хозяйственной жизни города происходит со второй половины XIX в. в связи с постройкой железных дорог. Возникновение Пскова. В середине первого тысячелетия пашей эры на землю нынешней Псковщины пришли предки средневековых псковитян, славяне — кривичи. Много веков до них жил человек на этой земле, но все же она оставалась очень слабо освоенной.

Технические характеристики погружного насоса читай на сайте.

Кончанский храм Петра и Павла с Буя

Южную часть этажа занимала, вероятно, небольшая проходная домашняя палата, через которую ходили наверх в деревянные этажи, где располагались спальни. Такой представляется первоначальная общая компоновка здания. Но художественный облик его зависел и от решения таких частей, как крыльцо, гульбища, и от обработки их, о которой мы пока ничего не знаем. Эти палаты были в свое время одним из наиболее крупных гражданских строений Пскова, отличались большой высотой, так как нижний Этаж их почти совсем не был углублен в землю. Расстановка подсобных зданий двора говорит о большом внимании, которое было уделено красоте всего ансамбля в целом.

Читать далее...

Церковь Одигитрии

Кооптация членов боярского совета происходила путем выдвижения посадников непосредственно в концах: нам неизвестны случаи выборов посадников на вече. Однако степенные посадники регулярно отчитывались на вече о своей деятельности, а такие вопросы, как внесение изменений в законодательство, были предметом обязательного доклада на вече. Об этом говорится в ст. 106 Псковской судной грамоты: «А которой строке пошлинной грамоты нет, и посадником доложить господина Пскова на вечи, да тая строка написать». Деятельность посадника проходила под контролем городской общины, при вступлении в должность посадник целовал крест и приносил присягу в том, что «ему судить право по крестному целованию, а городскими кунами не корыстова-тися, а судом не метится ни на кого ж, а судом не отчитись, а правого не погубити, а виноватого не жаловати, а без исправы человека не погубити ни на суду на вечи». Вече Парадоксальность феномена веча состоит в трудно совместимом противоречии между теоретическими представлениями и сведениями источников о нем. Теоретически вече рассматривается как трансформированное в эпоху государственности народное собрание и считается древнейшим властным институтом.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Его внутренняя ширина и длина равны 11,9 м, центральный неф равен одной трети этой величины. Разбивка аналогична псковским памятникам, а размер для Пскова, как мы видели, наибольший. Он, возможно, определял величину Троицкого собора, ему же будут равны самые крупные кончанские Храмы — Богоявление на Запсковье и Успение с Пароменья, чуть Меньше — Козьма и Дамиан с Примостья. В московской архитектуре это размер домовой церкви великого князя, но дело не только в разном масштабе того или иного искусства, а еще и в том, что ни одно из зданий, сооруженных в Москве псковичами, не вышло за пределы привычного им масштаба, и в этом могли проявиться не только позиции заказчиков, но и выбор мастеров, определяемый их вкусом и привычками. Следующий этап развития псковской архитектуры относится к двум десятилетиям рубежа веков — 1490—1510 гг. Его верхняя граница определяется потерей Псковом самостоятельности, его непосредственным подчинением московскому великому князю.

Церковь Константина и Елены

Уже в октябре 1558 г. начались нападения немецких рыцарей на Псковскую землю: немцы «изгоном» напали на Красный городок и Себеж, жгли посады и монастыри, грабили волости. После Николина дня (9 мая) 1562 г. литовский отряд совершил диверсию против Опочки: «…хотели посад зажечи, и гражане не дали зажечи посаду, за надолбами отбилися; и многых от них постреляли з города; и они та же Литва воевали по волостям, и семь волостей вывоевали, и монастыри пожгли». В сентябре 1562 г. новый литовский отряд из Влеха (совр. Виляка) совершил нападение на окрестности Пскова, разорив волости Муравейно и Овсища и захватив много пленных. На местное население тяжким бременем ложилась обязанность поставлять «посоху» — вспомогательные войска, использовавшиеся главным образом во время осады.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Во-первых, выразительность проанализированных выше трех памятников 1490-х годов однородна и попытка вычленить второе, особое направление достаточно искусственна. Понимание архитектурных форм, пространства, деталей едино и находится внутри общего движения стиля от Мелетова к искусству XVI в. Во-вторых, и это особенно существенно, творческая содержательность и художественная полнота стиля выражены прежде всего в центральных, «канонических» памятниках в Мелетове и Богоявленской церкви. Именно храмам со ступенчатым построением сводов выпала судьба в наибольшей мере воплотить стремления псковских зодчих XV—XVI вв. , именно к этому типу относятся главные постройки. Радом существовали иные типологические и стилистические варианты Незачем принижать значение других памятников - все Церковные постройки Пскова указанного периода являются произведениями достаточно высокого искусства, движение которого определялось не «стихийным саморазвитием формы», а умом, чувством талантом и громадным опытом заказчик», и зодчих. Но среди всех построек именно с главным композиционным типом связаны настоящие художественные концепции — так было в Мелетовс и Богоявленской церкви, так будет в XVI в. в церкви Успения с Примостья, Николы со Усохи, Петра и Павла с Буя и соборе Крыпецкого монастыря. Уже говорилось о том, что вряд ли плодотворно стремиться к определению контуров художественного явления преимущественно по типологическим группировкам памятников.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Вместо величественных и торжественных новгородских храмов здесь был создан тип прелестной каменной церковки, пускай небольшой и тесной, но ведь их так много,— на каждом перекрестке по одной. Всему складу [псковичей] отвечали и их уютные, славные церкви». Весьма показательно, что слова о тесных, славных церковках родились у И. Э. Грабаря при характеристике самого крупного и пространственного памятника древнего Пскова — собора Мирожского монастыря. Путь к более объективному историко-художествен ному суждению еще только начинался, и псковские памятники И. Э. Грабарь невольно сравнивал с грандиозными новгородскими соборами начала XII в. Говоря о широком применении круглых столбов, И. Э. Грабарь указывает на их эволюцию от высоких к низким.