Первая известная нам обыденная церковь

Главные улицы Запсковья

После Петрова дня через реку была переброшена деревянная стена, включавшая двое ворот с решетками. В 1540 г. были сооружены сразу три сохранившихся до наших дней каменных церкви в Пскове (Петра и Павла с Буя, Козьмы и Демьяна на Гремячей горе и Алексея-человека Божия в Поле), а в Печерском монастыре построили церковь Благовещения Богородицы. В 1543 г. в Пскове возвели храмы Спаса на площади и Иоанна Златоуста на Сокольей улице. Тогда же была поставлена Никольская церковь в Острове. В 1546 г. появились две новые каменные церкви на Завеличье — Стефановская в Мирожском монастыре и Св.

Храм бывшего Ильинского монастыря

Арочные тромпы, примененные под барабаном Ильинской церкви, также были хорошо знакомы псковским строителям XVI века. Паперти с большими открытыми проемами, в которых иногда могли даже вешать колокола, вероятно, встречались в Пскове XV— XVI веков, хотя потом бесследно исчезли. Небольшие, покрытые двухскатными крышами входы в подцерковье и погреба под притворами — тоже старый псковский прием, уходящий в XVI, а может быть, и в XV век. Полукруглые же бровки Ильинского храма прямо перекликаются с такими же бровками XV века. Двухэтажные галереи, стеснившие четверик храма, — характерная черта псковских монастырских церквей XVI века. Лишь суженный барабан главы — признак XVII века, связанный с типичной для того времени формой луковицы, очень круто расширявшейся над барабаном (существующее полусферическое покрытие главы — позднее).

Читать далее...

Четырехстолпные храмы

Барабан главы основывался прямо на сводах, перекрывающих подкупольный крест. Такие здания покрывались восьмискатпыми крышами. В селе Кобылье Городище церковь такого типа, построенная в самом конце XV или в XVI веке, сохранила до наших дней первоначальную форму покрытия. Техника псковского каменного строительства в XV веке стала еще совершеннее. Точность и чистота кладки, правильность очертаний арок, сводов, абсид, вертикальность углов в лучших постройках стали безукоризненными.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Это общее качество новой эпохи, оно присуще всем памятникам, к каким бы разным композиционным вариантам они ни принадлежали. В 1495 г. , на следующий год после создания Георгиевской церкви, была выстроена церковь Варлаама Хутынского на Званнице. «По-ставиша» — такой безличный оборот употреблен в летописях, он часто встречается и свидетельствует обычно о корпоративности заказа и финансирования. Этот же глагол говорит о совершении работ за один сезон.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Историю единой новгородско-псковской архитектуры автор делит на два этапа — греческого влияния в X—XII вв. и преобладающего западного и даже, точнее, немецкого влияния в XIII—XIV вв. В характеристике первого памятника Пскова — собора Мирожского монастыря автор не видит ничего оригинального, отмечая лишь три полукружия ее алтаря — «как обыкновенно строились церкви новгородские и псковские». Церковь Иоанна Предтечи Ивановского монастыря В. А. Прохоров датирует XII столетием, сопоставляя ее трехглавие с формами новгородских соборов начала XII в. и опережая воззрения современной ему науки в этом на полстолетия. Памятников Пскова XIV в. автор не упоминает, к XV в. он относит четыре памятника — церковь Петра и Павла, церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, церковь Успения с Пароменья, 1444 г. ; тем же годом датирована церковь Богоявления на Запсковье. Говоря об особенностях псковских построек, В. А. Прохоров останавливается на архитектуре звонниц, — над храмами, притворами и отдельно стоящих. Конец XIX в. ознаменовался пристальным вниманием к псковскому искусству архитекторов, занявшихся изучением древнерусского зодчества.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Церковь долго датировалась 1462 г. , временем первого устроения крепости, но затем Ю. П. Спегальским она была определена как произведение XVI столетия. В. В. Седов считает се самой ранней в группе и относит к 1480-м годам. Основанием для такого хронологического определения служит его оценка памятника как самого упрошенного в группе. Определяя общее развитие псковской архитектуры как поступательное, автор, следуя идее неизменного прогресса, располагает памятники по степени накопления приемов, продвижения к более качественным образцам следующим образом: Кобылье городище — Красные Пруды — Верхний Мост — церковь Георгия со Взвоза. Конечно, очень соблазнительно иметь возможность все выстраивать по линии постепенного усложнения и улучшения, однако, Во-первых, историческое развитие совершенно не обязано подчиняться этой логике в каждый короткий промежуток времени, и, во-вторых, сами оценки, что более, а что менее качественно и развито, всегда субъективны. Анализ предыдущих построек доказал, во всяком случае, возможность разных оценок их архитектурного облика. Храм в Кобыльем городище только на первый взгляд является упрощенным и несколько примитивным, здесь много специальных коррективов форм, выполненных осознанно, уверенно и профессионально.

Памятники юго-западной части Полонища

Четверик ее высоко поднимался на подцерковье, но в то же время был виден менее чем наполовину своей высоты из-за примыкавших к нему высоких двухэтажных галерей. По восточным концам галерей не было приделов — в этих местах помещались лестничные сходы в подцерковье. Церковь Преполовения на бывшем подворье загородного Спасо-Елизаровского монастыря построена в XVII веке на месте более старой и сильно переделана в XIX веке. Самое интересное в этом здании — открытое крыльцо и звонница.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Чувство непрерывности каменной оболочки сочетается с тонким и последовательным принципом ее ритмической организации. В формировании стены есть еще один принцип, общий с манерой живописи,— как бы многослойность фасадного рельефа. Подъем главы на постаменте переносит общий акцент на центр здания, ослабляет известную самостоятельность фасадов, всегда ощутимую в новгородских и многих псковских памятниках, что является, конечно, следствием применения повышенных сводов. Мелетовская церковь дает нам возможность получить полноценное представление об искусстве Пскова середины XV в. К сожалению, остальные постройки 1460-х годов не сохранились, за исключением одной, хотя и очень пока сложной для расшифровки — церкви Козьмы и Дамиана с Примостья. Летопись сообщает о ее строительстве в 1462—1463 гг. , по плану она аналогична мелстовской Церкви, это последний пример употребления подобной формы алтаря в Пскове. В своем настоящем виде церковь с возникшими позже, в XVI в. , звонницей, оградой, воротами образует один из лучших ансамблей города, сопоставляющийся с находящимся напротив, через Пскову, Кромом. Она является одним из главных кончанских храмов, отсюда большой масштаб, импозантность форм, но отсюда же и сложность ее жизни.

Читать далее...

Холм бывшего Городца

Ее центральная глава была сделана особенно большой. Огромный купол ее, покрытый блестящей поливной чешуей, золоченые кресты пяти глав четверика и девяти глав колокольни воспринимались отовсюду, откуда только открывался вид на ЭТУ сторону города. Стены, барабаны и шатер колокольни этой церкви были выкрашены желтой охрой. На фоне белых с синими тенями каменных зданий, зелени и темных деревянных построек церковь Одигитрии не только вблизи, но и издали звучала необыкновенно ярким мажорным пятном, придававшим еще более праздничный характер всей картине города. Этому способствовала и смелая группировка ее крупных асимметрично поставленных объемов и ее эффектные украшения, читавшиеся на большом расстоянии. XVII век внес новые мотивы и в дальние планы Этой картины.

Читать далее...