Окна их верхних деревянных помещений достигали высоты крестов, увенчивавших главы больших псковских храмов

Памятники творчества псковских каменщиков

Лишь по счастливой случайности он не был уничтожен. При ремонтах в XIX веке он потерял старый иконостас, а затем и резной клирос XVII века. Первоначальные окна сохранились лишь в барабане, да в боковых частях абсид, в серединах которых пробиты новые большие окна. Глава на храме целиком сделана в XIX веке, а до нее была глава, покрытая поливной чешуйчатой черепицей яркого голубовато-бирюзового цвета. Главка на приделе сохраняла до Великой Отечественной войны старинную форму и была завершена кованым железным крестом конца XVII или первой половины XVIII века. Заслуживает осмотра подцерковье.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В Москве все намного четче и структурнее. Поребрик в обоих поясах регулярен и одинаков по ритму. Верхний пояс чуть выше, возникает вертикальная дифференциация зон. Это чувство вертикализма, соответствующее стройным пропорциям храма, проявляется и в очертании арок завершающего пояса, которые становятся не просто полукруглыми, а получают вертикальные боковые стороны. Пропорции даже приводят к исчезновению единства мотива, пояс разделяется на однослойную аркатуру и вписанные в арочки отдельные нишки. Правда, общее единство системы увеличивается сближением масштаба элементов и их согласованием, арочки имеют размер примерно трех шагов поребрика, что станет типовым в псковском зодчестве. В целом формы отличаются значительно большей регулярностью и четкостью.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Этому размеру равна глубина рукавов креста, таким образом определяется ширина храма. Внутри длина храма до восточной стены точно равна ширине, помещение храма — точный квадрат, это будет почти обязательным в XIV—XV вв. Хотя в объемной композиции свод восточного рукава доходит до внутреннего контура восточной стены, в плане рукав креста идет дальше к востоку, продолжается до внешнего контура восточной стены, до заплечиков апсиды. Центральный неф храма как бы удлиняется на глубину стены. Если бы столбы размещались симметрично в квадрате внутренних контуров стен, то восточный рукав креста оказывался бы длиннее остальных рукавов на толщину стены.

Осмотр храмов

Как считает Ю. Г. Алексеев, в Пскове в качестве кодекса законов об убийстве использовались известные статьи Пространной редакции Русской Правды. Этим обстоятельством объясняется факт, что тема убийства как таковая остается вне рамок вечевого законодательства. Осмотр храмов начнем с Василия на Горке. Впервые на ртом месте церковь Василия была построена в XIV веке.

Читать далее...

Церковь Одигитрии

Далеко не столь своеобразна церковь Стефана в Мирожском монастыре. В ее кладке тоже был применен кирпич, употребленный главным образом в декоративных частях, небольшая глава установлена на сомкнутый свод. В Пскове в конце XVII века получил распространение еще один тип храма, который можно назвать палатным. Постройка этого типа представляла собой вытянутый с запада на восток параллелепипед, покрытый четырехскатной крышей, под которой умещались две палаты.

Архитектурные приемы

Власть шла рука об руку с грамотностью, и лишенный этого важного преимущества крестьянин с веками становился крепостным. Псковская архитектура в общем сохраняла черты, наметившиеся уже во второй половине XIV века. Практицизм, экономичность, приспособленность к жизненным потребностям — продолжали служить ее основой. С желанием придать храмам возможно более экономные размеры связано применение галерей и приделов, очень невысоких, но существенно дополнявших площадь здания, его вместимость. В то же время эти приделы и галереи чрезвычайно обогащали и разнообразили композицию храма, зрительно увеличивали размер его основного четверика.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Автор внимательно описал их планы, объемную структуру, живописное убранство. Он впервые указал на варварские искажения облика древних храмов, вызванные невежественным использованием: Псков «даже во многом превзошел Новгород своими переделками и истреблением старины. Здесь нет ни одного древнего храма, ни одного старинного иконостаса, уцелевшего без переделок, иногда самых грубых и бессмысленных; нередко без всякой надобности уродовали памятники старины или вовсе истребляли». В историко-архитектурном осмыслении материала В. А. Прохоров лишен пока детальности оценок и подходит к явлениям лишь с начальных, самых общих позиций.

Читать далее...

Храм Георгия со Взвоза

Построена она, по всей вероятности, в XVI веке. Это как бы срощенные воедино два совершенно одинаковых бесстолпных храма, с общей стеной между ними. Южный, Покровский храм сохранил первоначальные своды. Своды северного храмика, обе главы, покрытия и звонница не дошли до нас. Они сделаны при реставрации здания в 1961—1962 годах.

Читать далее...

Звонница Козьмодемьянской с Примостья церкви

Она была лишена главы и абсид, но имела иконостас и характерные для алтаря ниши в восточной части. Вход в нее устроен по перекрытому ступенчатыми сводами крыльцу. Эта церковь представляет собой ранний тип псковского храма «под звоном» или «под колоколы». Позднее псковские каменщики стали строить такие храмы в виде высоких столпообразных сооружений, завершавшихся выше пролетов с колоколами деревянной шатровой крышей с маленькой главкой. Храмы-колокольни такого типа с XIV века строились в других землях Руси. Применение этих столпов в псковской архитектуре было вызвано эстетическими соображениями.

Читать далее...