К западной стороне примыкал притвор, о котором упоминает летопись

Тверское боярство

Судьба тверского и рязанского боярства на московской службе во многом определялась тем, что Рязань и Тверь (в отличие от других русских земель) сравнительно поздно вошли в состав единого государства. На их положение при великокняжеском дворе оказали существенное влияние уже обстоятельства, которые сопутствовали ликвидации Тверского и Рязанского княжеств. Значительная часть тверской знати, как бы предвидя падение самостоятельности Твери, перешла на московскую службу еще в мае 1476 г. Как отмечает летопись, это были Григорий Никитич (Бороздин), Иван Никитич Жито, Василий Данилов, Василий Семенович Бокеев, трое «Карповичей», Дмитрий Иванович Конды-рев (Киндырев) и «иные мнози». Бороздины выводили свой род от Юрия Лазинича, вышедшего из Литвы к великому князю тверскому Ивану Михайловичу. Сын Ивана Борозды (который, по другим сведениям, является основателем рода Бороздиных) Савва Яра в 1418 г. основал Вишерский монастырь в 7 верстах от Новгорода. ВИП Такси в Москве: вызов и заказ такси представительского класса.

Довмонтов город

Свидетельства летописей о ее распространении и симптомах расходятся. Вологодско-Пермская летопись утверждает, что эпидемия пришла в Москву на Троицу (27 мая) 1425 г. : «от Немец во Псков, а оттоле в Новгород, такоже доиде и до Москвы и на всю землю Рускую». Псковский же летописец уверенно датирует начало мора в Пскове Ильиным днем (20 июля) 1425 г. Существенно различаются и описания симптомов болезни: летописи Северо-Восточной Руси утверждают, что заболевшие «мерли прыщом», то есть от язв, а псковские летописи традиционно поясняют, что «мроша люди во граде и по всей области Псковской железою».

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Это была обычная замена обыденной деревянной церкви, поставленной для избавления от мора в 1465 г. , новым зданием. Весь дух церкви, ее стиль свойствен именно псковскому искусству конца XV в. Поэтому, не отказываясь полностью от предложенной В. В. Седовым системы оценок, было бы желательно уточнить критерии исторического анализа, чтобы избежать опасности привнесения инородных материалу суждений. Теперь мы обращаемся к центральному памятнику эпохи и едва ли не лучшему произведению всего псковского зодчества — церкви Богоявления на Запсковье. Говоря о ее постановке в 1496 г. , летопись употребляет слово не «поставиша», а «свершиша» — и это ясно свидетельствует не об одном сезоне строительных работ. Церковь относится к самым крупным, масштабным и развитым памятникам города, а вместе со звонницей, приделами, крыльцом и притворами это и один из лучших его ансамблей (южный притвор пока еще не восстановлены после разрушения в годы Великой Отечественной войны). Богоявленская церковь по общим габаритам плана равна Благовещенскому собору Московского Кремля.

Храм бывшего Ильинского монастыря

Очевидно, что все силы псковских каменщиков в 1550— 1555 гг. были брошены на восстановление церковных зданий и крепостных сооружений. Эти работы не нашли отражения на страницах летописи отчасти потому, что и ранее их авторы не фиксировали подобных событий; кроме того, начиная с середины XVI в. изменяется характер местного летописания, и Псковская 3-я летопись главное внимание уделяет внешнеполитическим событиям. Но косвенные данные о масштабах работ имеются.

Читать далее...

Басенковы

Он попал в опалу и в 1473 г. оказался в Кирилловом монастыре, где еще прожил семь лет и два месяца. По предположению Я. С. Лурье, Басенок был близок к лицу, составившему летописный текст за 40-е—начало 60-х годов XV в. , попавший в Ермолинскую летопись. Сын Федора Никифор в 1474 г. вернулся в Москву с послом Ахматом из Орды. В сентябре 1475 г. погорел его двор на Арбате. В 1485 г. хан Ахмат просил прислать его для переговоров к себе.

Читать далее...

Храм Николы от Каменной ограды

Юго-западнее храма стоит надгробная часовня конца XVI — начала XVII века. Несколько лет назад ее старая штукатурка была заменена новой, совсем не похожей на старинную. Тогда же сделан нынешний шатрик, отличающийся, однако, от первоначального, который был круче. Один из наиболее старых псковских монастырей, Ивановский, упоминаемый летописью под 1243 годом, оставил нам собор, построенный, может быть, еще в XII веке. Это единственная сохранившаяся в Пскове княжеская постройка. В течение нескольких веков она служила местом погребения псковских княгинь. К нашему времени Ивановский собор дошел сильно измененным пристройками и переделками, которые начались еще с XV—XVI веков и продолжались до XX века.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

За 1461—1471 гг. , когда возникло не менее 10 каменных церквей, последовало затишье. Псковичей, прославившихся на Руси строительным мастерством, великий князь Иван III вызвал для работы в Москве, где они оставались до 1489 г. За этот период летопись лишь однажды, в 1483—1484 гг. , сообщила о возведении четырех храмов в Пскове. Затем, в 1490-е годы, летопись информирует о постройке четырех Церквей, три из которых сохранились. К этому же времени или к самому началу XVI в. можно отнести еще пять церквей, не имеющих летописной даты, но могущих по своим формам быть отнесенными к данной группе. Общее число церквей достигает 16, а еще недавно их было не больше 10.

Читать далее...

Памятники юго-западной части Полонища

Сразу после присоединения Пскова в городе появились два дьяка: Мисюрь Мунехин (Мунохин) и Андрей Волосатый. Мунехин стал начальником канцелярии Псковского наместничества, а Волосатый — ямским дьяком, в чьем ведении находилась не только почта, но и важнейшие дела о холопстве — выдача полных грамот и подтверждение отпускных. Канцелярия дьяков не была слишком большой; во всяком случае, летопись упоминает лишь подьячего Ортюшу Пско-витина, правую руку и любимца всесильного Мунехина. Дьяки занимались не только управлением, но и судом: наряду с пригородскимй городничими и старостами они должны были по слову великого князя «в соуду седети с намесники и с их тиуны, правды стеречи»23.

Строительство второй половины XIV века

Это было четырехстолпное здание с одной высокой и сильно выдающейся абсидой, обработанное снаружи лопатками. План четверика, по-видимому, был подобен плану основной части Михаило-архангельской церкви в Городце. К западной стороне примыкал притвор, о котором упоминает летопись. Верх храма не сохранился, но, без сомнения, своды его были ступенчатыми.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Напомним, что церкви, между которыми происходит строительство, впервые возникли в 1383 и 1388 гг. В. Д. Белецкий приводит страшные описания чумы 1352 г. , опустошавшей Псков с ранней весны до начала зимы, в иной день умирало до тысячи человек. С точки зрения В. Д. Белецкого, отсюда возникли ошибки в технике строительства и конструкциях храма; нам же кажется просто невозможным само строительство летом 1352 г. Для Довмонтова города XIV в. церковь является наибольшей по размерам, она потребовала бы сил, напряжения, совместной работы многих людей на протяжении по меньшей мере двух-трех месяцев. Ее центральный квадрат равен 3,8 × 3,8 м, в то время как в других храмах он колеблется в пределах 2,4—2,7 м, а они возводились r спокойные и благополучные годы. Е. Болховитинов связывает создание церкви Покрова с приездом в Псков архиепископа Василия, вызванного псковичами для молитвы о небесном покровительстве и защите от чумы. Как пишет летопись под 1352 г. : «. хотя благословити детей своих пскович и поповъ; и обоиде всь град сь кресты и сь весмъ священным съборомъ и съ всемъ крилосом своими и с мощми святых и с пениеми и с молитвами и с слезами, моляшеся господоу Исусоу христоу и причестеи его матери святей госпоже ботородици о заступлении града и о всех людех живущихъ в немг о Христе в вере христанстеи, дабы господь представить многоле-жащоую тогда смерть на людях; тако же я всь народ н люди, моужи и жены от мала и до велика, век воследствоующе со многими слезами звахоу: господи помилоуи». Для самого архиепископа его миссия в Пскове стала актом героического самопожертвования и милосердия: «Архиепископ же Василеи, мало дни тоу побыв, поеха паки изо Пскова здрав, бысть ему на поути на борзе разболеся, мало поболев, преставися на рече на Оуже». В этой ситуации понятно посвящение храма — Покрова Пресвятой Богородицы. Все обстоятельства как бы говорят о действии, с которыми мы многократно встречаемся в русских летописях, и псковских также (1421, 1442, 1466 гг. ),— о поставлении обетной деревянной церкви, как правило,— обыденной, однодневной, для избавления от мора.

Читать далее...

Средний город

Горожане построили три крепостные башни «на приступной стене», замостили торговую площадь, а 18 июня заключили «вечный мир» с Новгородом. Внимание псковского летописца было приковано к международным делам: отношениям с Литвой, Орденом, Новгородом, и потому летопись не зафиксировала одно из важнейших событий внутренней жизни города, а именно принятие «всем Псковом на вечи» нового свода законов. Как назывался этот кодекс? В заголовке памятник именуется «ся грамота», и по аналогии с другими сводами законов XIV—XV вв. первые публикаторы назвали его Псковской судной грамотой. Но, по всей видимости, современники именовали его иначе.