Степенные посадники регулярно отчитывались на вече о своей деятельности, а такие вопросы, как внесение изменений в законодательство, были предметом обязательного доклада на вече

Троицкий собор

Зимой 1484/1485 г. дважды отчитывались на вече посольства посадников и бояр об итогах своих поездок к великому князю. Летом 1485 г. (после Петрова дня) псковичам на вече передавали ответ великого князя с требованиями об отмене приговора посадникам и освобождении «смердов» участники третьего посольства (Ивана Агафоновича). Также на вече «пословаше посольство» посадники, ездившие в Москву в четвертый раз и урегулировавшие конфликт. Наконец, 8 июля 1486 г. отчитывались на вече о своем посольстве участники пятой поездки в Москву по делу о «смердах». В летописных известиях о событиях 1483—1486 гг. вполне определенно противопоставляются две социальных группировки — с одной стороны, посадники, бояре, житьи люди, с другой — черные «молодшие» люди.

Старинная штукатурка

Василия III встречало все духовенство, по случаю его приезда коломенский архиепископ Васьян отслужил в Троицком соборе торжественный молебен. Во время провозглашения многолетия и благословения великому князю прозвучали слова о взятии Пскова подобно неприятельской крепости, что вызвало замешательство у находившихся в церкви псковичей. Они расценивали свое решение как добровольное, а не принудительное. «В неделю», то есть в воскресенье, 27 января по приказу великого князя на наместничьем дворе собрались посадники, бояре, купцы и житьи люди. Воевода Петр Васильевич Великий по списку вызывал бояр и купцов в гридню, где они были арестованы. Стоявшим во дворе «молодшим» людям объявили, что до них «государю дела нет», а Псков получит уставную жалованную грамоту, где будет определен порядок наместничьего управления. В ночь с 27 на 28 января арестованных «начата скручатися к Москве… з женами и з детми».

Укрепления Пскова

Любопытно, что в 1-й летописи термин «бояре» заменены определением «дружина» («посадников и дружину их»)35. Погибшие псковские бояре упоминаются в сообщении о битве с немцами на Логозовичском поле 18 августа 1407 г. Посадники и «иных много бояр» участвовали в переговорах с Ливонским орденом в Кирьипиге и Изборске 20 июля 1410 г. Бояре Ларион, Аким, Юрий В инков и «иные бояре» входили в состав псковского посольства в Новгород в 1417,г. Наконец, «боляр много» участвовало в псковском посольстве к Витовту во время войны с Литвой 25 августа 1426 г. Как видим, бояре упоминаются вслед за посадниками в перечне членов посольств и участников сражений.

Читать далее...

Архитектурные приемы

Государство в XV веке: пространство власти Князь и государь: магия власти. – Дар. – Псковские бояре и посадники. – Вече. Князь и государь: магия власти Государственность Древнего Пскова в XIV—XV столетиях приобрела черты, роднившие его как с Новгородской вечевой республикой, так и с княжествами Северо-Восточной Руси.

Читать далее...

Каменные храмы

Дорофея празднуется 5 июня, именно в этот день в 1442 г. была построена церковь Похвалы св. Богородицы на Романовой горке. Четвертая обыденная церковь появилась в Пскове во время эпидемии 1465 г. : «…посадники псковския и вси мужи псковичи с своими отцы священники, с пятьми соборы, священноиноки, священники и диаконы, видяще належащую скорбь и печаль на людех, по благословению отец наших священников совершиша церковь преподобнаго отца нашего Варлама, иже на Хутыне в Великом Новеграде, в един день и освящена бысть, месяца декабря в 8 день…» В Погодинском списке Псковской 1 -й летописи содержится уточнение, что церковь поставили на Званице; ясно, что в данном случае подразумевается Варлаамская церковь на Запсковье. Эпидемия 1487 г. стала причиной возведения сразу двух обыденных церквей: Анастасии Римлянки в Кузнецах и Нерукотворного образа в Козмодемьянском конце. Образскую церковь построили и освятили 26 августа; сообщение о сооружении церкви Анастасии фигурирует в летописи уже под другим сентябрьским годом — 6996-м.

Ансамбль подворья

Целью посольства было добиться «старины» в отношениях между Псковом и Москвой: «которой бы был великий князь на Москве, той бы и нам был государь». Иван III, «опалившись» на псковичей, арестовал двух посадников из состава делегации и отправил в Псков второго посла, который на вече заявил: «чи не волен яз князь великий оу своих детех и оу своем княжении; комоу хочю, томоу дам княжение». Конфликт между Псковом и Москвой зашел настолько далеко, что 30 мая 1499 г. посадники отказали в богослужении приехавшему в Псков стороннику Василия новгородскому архиепископу Геннадию, заявив ему: «Ты де и хощеш молити Бога за князя великого Василья, ино наши посадники о том поехали к великому князю Иваноу Васильевичю, и не имя тому веры, что быти князю Василью великим князем новгородцким и псковским; как придут наши посадники и з бояре и ты слоужи». На сторону новгородского владыки встали псковские священники и князь Александр, и архиепископ провел службу («зборовал»). Осложнение отношений между Псковом и Москвой вызывало обостренный интерес на Западе.

Читать далее...

Церковь Одигитрии

В общем, эти историки согласны в характеристике института посадников как олигархического и наследственного. «Посадники являлись членами высшего республиканского исполнительного органа — боярского совета»44. В начале XV в. было конституировано двойное представительство в совете от городских концов, и число посадников увеличилось вдвое — до 8, а к середине XV в. — до 16 человек.

Памятники последних лет XVII века

В первой и второй Псковских летописях ход событий 1483—1486 гг. представлен следующим образом30. 6 мая 1483 г. псковичи «посекли» дворы шести посадников и их сторонников. В следующем, 1484 г. посадники во главе с Гавриилом, составив «новую грамоту», перераспределили повинности между Псковом и «всей землей», включавшей какпсковские засады, так и земли пригородов. В результате повинности сельского населения, которое летописец называл «смердами», сократились.

Кончанский храм Петра и Павла с Буя

В летописном рассказе о переговорах Долматова с Псковом не упоминается проблема посадничества: по всей видимости, власть посадников трактовалась в ходе переговоров как атрибут веча. Большая часть посадников в январе 1510 г. находилась под арестом в Новгороде, и они уже не принимались в расчет как политическая сила. Об этом свидетельствует письмо переводчика из Дерпта Ханса фон Радена, прибывшего в Псков 19 января: «И великий князь держит большинство псковских посадников в тяжелом заточении в Новгороде»10. Решающее событие произошло на вече 13 января, когда посадники объявили дьяку Долматову решение Господина Пскова: в соответствии с ранее заключенными договорами с великим государем Псков под его властью будет по-прежнему «жить по старине в добровольи». Таким образом, судьба Пскова и его вечевого колокола находилась всецело в руках Василия III.