Укрепления Пскова

На улицах Пскова появились и каменные жилые палаты в два, а может быть, и три этажа, над которыми возвышались еще деревянные хоромы.

Грандиозными стали укрепления Пскова. К 70-м годам XVI века, когда стену Полонища полностью перестроили из камня, весь Псков снаружи был окружен поясом каменных стен с высокими башнями, широкими, далеко выдающимися за стены «захабами» и подземными контрминными галереями («слухами»). Только Нижние решетки — стена с двумя «водобежными» воротами, преграждавшая доступ в город через устье реки Псковы, построенная в 1538 году присланным из Москвы «фрязином», оставалась деревянной. Но по сторонам ее стояли уже две каменные башни, построенные еще в 1500 году. Верхние решетки, закрывшие вход в реку Пскову с верхнего течения, были построены из дерева в 1517 году и перестроены по указу Москвы в 1525—1526 годах из камня. Тогда же над ними на Гремячей горе была возведена Козьмодемьянская башня, которая существует и ныне.

Еще до постройки Нижних решеток, в 1535 году Запсковье было защищено со стороны Псковы деревянной стеной, протянувшейся от Гремячей горы до реки Великой.

Укрепления Пскова были в то время единственными на Руси по их размерам, мощи и красоте. «Яко же во всей Руси пресловущий великий град Псков каменный четырми стены огражден, да новый град Смоленск», — говорит автор «Повести о Николе Заразском».

Непомерная высота и толщина кромских Першей, исполинские размеры угловых — Покровской и Вар-лаамской башен, огромная протяженность высоких стен с многочисленными башнями, воротами и захабами производили неотразимое впечатление. Каменные укрепления Пскова, в это время уже, несомненно, покрывавшиеся обмазкой и побелкой, придавали городу величественный, грозный, а вместе с тем и привлекательный вид. Поверх стен блистали главы церквей, покрытые поливной черепицей, блестящим луженым железом, а иногда и золоченой медью и увенчанные позолоченными крестами. Рядом виднелись верха наиболее богатых жилых зданий с их вышками, «чердаками» и теремами.

Поражала не только общая картина укреплений, открывавшаяся издали, но и ее частности: ворота, прорезавшие могучие толщи кладки стен, массивы башен, узкие щели бойниц, окованные железом тяжелые воротные щиты и решетки, ходовые галереи, шатры над башнями, навесы над иконами.

Вне стен города, вокруг слобод и загородных монастырей раскинулись широким кольцом огороды, пожни и нивы, принадлежавшие жителям города и слобод, монастырям и церквам. Заселенность псковской земли, многочисленность ее населенных пунктов и тщательность обработки земли особо отмечали путешествовавшие по ней в то время иностранцы. Около же самого Пскова все годные земли использовались и обрабатывались особенно тщательно. Не только сам Псков, но и его окрестности были к середине XVI века в цветущем состоянии. Ливонская война разорила и обезлюдила Псков и еще более опустошила окружающие его земли.

Псков и его архитектура в XVII веке. Тяжкими бедствиями начался на Руси XVII век. В 1601—1603 годах был страшный голод. Обострение классовой борьбы вызвало крестьянские восстания и войны, потрясшие русское государство. Создавшимся тяжелым положением Руси воспользовались интервенты. Только в 1618 году, благодаря патриотическому подъему народа, они были окончательно изгнаны из русской земли.

Псков во время борьбы между «меньшими» и «большими» людьми в первом десятилетии XVII века сгорел до тла. Выгорел даже Кром, а взорвавшийся порох разнес часть его стен. Погибли в огне все запасы. Сгорели помосты и крыши псковских стен и башен, воротные щиты. Однако вскоре укрепления были починены.

*     *     *

Псковские бояре и  посадники

Вместе с тем в Пскове, как и в Новгороде, было велико значение городской общины. Суверенитет города вырастал из его торгово-промышленной почвы, из боярско-купеческих усадеб и объединенных в концы улиц. Кончанское самоуправление находилось в руках боярско-купеческих кланов, выдвигавших своих представителей на должности посадников, которых утверждало вече — народное собрание, и его волеизъявление не предполагало альтернативных решений. На рубеже XIV—XV вв. в системе власти Пскова появляется новая структура — боярский совет, деятельность которого во многом подменила функции веча. Как полагает СВ. Белецкий, совет осуществлял руководство внешней политикой Пскова и пользовался печатью с изображением Богоматери на аверсе. С переходом города в 1468 г. под протекторат Москвы усиливается влияние князя и складывается равновесная система власти.

Исследований института посадников в Пскове связано с изучением проблем власти и собственности в средневековом обществе. Первостепенной и давно поставленной в историографии проблемой является соотношение институтов боярства и посадничества. Все занимавшиеся этим вопросом историки единодушно считают, что посадники избирались из бояр, но сам феномен боярства в Пскове практически не исследован. Считается, что бояре были землевладельцами и составляли некое «сословие». Неясно, однако, когда сформировалось это сословие и насколько оно было замкнутым. Обратимся к источникам псковского происхождения.

Ни законодательные памятники (Псковская судная грамота), ни частные земельные акты не знают термина «боярин». Этим источникам знаком термин «посадник», носивший официальный характер и обозначавший государственное должностное лицо. Термин «боярин» употреблялся в таких письменных источниках, как летописи и государственные акты. Содержащие этот термин документы можно разделить на три вида: международные договоры, судебно-процессуальные (правая грамота) и регистрационно-испол-нительные акты (ободная или разъезжая грамота). Слово «бояре» появилось сначала в летописях, применительно к новгородцам. В сообщении о сражении псковичей с новгородцами, происшедшем под Ольгиной горой вскоре после 8 августа 1394 г., говорится, что новгородцы потеряли убитыми «инех боляр много». В сообщении о пожаре в Пскове 31 мая 1406 г. упоминается великокняжеский посол «болярин» Никита Неелов.

Собственно псковскими боярами впервые названы послы в сообщении Псковской 2-й летописи о заключении вечного мира с Новгородом в 1397 г.: «Того же лета послаша псковичи князя Григориа, и посадника Сысоя, и Романа посадника, и иных бояр в Новгород…». Любопытно, что в 1-й летописи термин «бояре» заменены определением «дружина» («посадников и дружину их»)35. Погибшие псковские бояре упоминаются в сообщении о битве с немцами на Логозовичском поле 18 августа 1407 г. Посадники и «иных много бояр» участвовали в переговорах с Ливонским орденом в Кирьипиге и Изборске 20 июля 1410 г. Бояре Ларион, Аким, Юрий В инков и «иные бояре» входили в состав псковского посольства в Новгород в 1417,г. Наконец, «боляр много» участвовало в псковском посольстве к Витовту во время войны с Литвой 25 августа 1426 г. Как видим, бояре упоминаются вслед за посадниками в перечне членов посольств и участников сражений. Псковские мужи названы боярами в силу их нахождения на государственной службе. В летописях в конце XIV — первой четверти XV в. термин «боярин» понимается отнюдь не как сословие или титул; под «боярином» скорее подразумевается наивысший чин.

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz