Памятники последних лет XVII века

Первоначально галерея была украшена почти на всем протяжении только поясом ширинок с цветными изразцами и карнизом под крышей с сочным валиком в виде витого жгута. Только с восточной и отчасти южной стороны собора нижние ярусы окон получили при постройке тяжелые наличники, высеченные из крупной белой плиты, с колоннами, кронштейнами и «петушьими гребешками» в завершениях. Окна четверика остались тогда совсем без обработки, четверик был украшен только завершающими его лопатки дугами и карнизом под крышей. Барабаны же обработаны лопатками и наличниками окон, сделанными в характере архитектуры XVIII века, близком к раннему петербургскому барокко.

Внутри собор поражает высотой, стройностью подкупольных столпов и обилием света. Портит его лишь плохая поздняя роспись сводов и барабанов глав и набранное за последнее десятилетие священнослужителями, без строгого отбора убранство нижних частей стен. Интерьер собора украшен иконостасом XVII века с иконами того же времени.

Из отдельных старинных произведений живописи и прикладного искусства заслуживают внимания «Ольгин крест», сделанный в 1623 году по образцу более древнего, сгоревшего в 1509 году, иконы XV—XVI веков — Чирской божьей матери с клеймами на рамке, Всеволода-Гавриила, изображенного с моделью Троицкого собора в руке, Тихвинской божьей матери и Николы. Под средней главой висит старинное медное паникадило, а вход в храм из притвора запирается кованой железной решеткой, одновременной зданию.

Как памятник последних лет XVII века собор интересен и ценен. Его простая и смелая композиция и крупный масштаб, характерные для строительства той поры, придают ему внушительность. Но нет в нем того, что так ярко было выражено в предшествовавшем здании Троицкого собора, возникшем во время первого расцвета самобытной псковской архитектуры и усложнявшемся в продолжение двух с лишним веков дальнейшего ее развития. Нет в нем ни уникальности старого собора, единственного в своем роде здания, не похожего ни на какое другое на свете, ни его теснейшей связанности со всей архитектурой средневекового Пскова.

Крупным масштабом и простотой композиции отличалась и колокольня Троицкого собора, построенная, видимо, тоже в конце XVII века. Ее основная часть первоначально представляла собой подобие крепостной башни, со сводчатыми перекрытиями внизу, деревянным помостом в верхнем ярусе и амбразурами для «огненного боя». Над башней возвышалась колокольня, верх которой был покрыт пирамидальной тесовой крышей. Ход к колоколам идет с самого низа башни в толще ее стены.

Существующие теперь верхний ярус колокольни с четырьмя проемами и покрытие над ним со шпилем относятся к началу XIX века. С XIX века появилась и деревянная пристройка с западной стороны колокольни, возобновленная в нынешнем виде в 1950-х годах. Эта пристройка и поздний верх искажают и мельчат композицию башни-колокольни, в какой-то мере лишают ее лаконичности и былого выражения силы.

Закончим ознакомление с Кромом прогулкой по его северной части и осмотром крепостных стен. В наше время идет реставрация, в процессе которой остатки полуразрушенных участков древних стен закрываются новой облицовкой. Но было бы большой ошибкой жалеть о том, что скрываются остатки древней кладки. Эта кладка, ничем не защищенная, в последние десятилетия очень быстро разрушалась и через сравнительно недолгое время могла исчезнуть совсем, если бы не была возобновлена защищающая ее облицовка, не был бы надложен верх стен и покрыт кровлей. Восстановление стен и башен Крома имеет огромное значение для сохранения своеобразия всего города в целом. Проект реставрации выработан на основе изучения материалов, которые позволили детально, с исчерпывающей точностью установить былой вид укреплений Крома и Довмонтова города. Можно посетовать лишь на то, что в ходе реставрации были допущены некоторые отступления от проекта и что до сих пор не переделана неудачная реставрация Першей и Смердьей башни, выполненная в 1866 году.

*     *     *

«Брань о смердах»

«Брань о смердах» — один из наиболее полно изученных эпизодов в истории средневекового Пскова. В первой и второй Псковских летописях ход событий 1483—1486 гг. представлен следующим образом30. 6 мая 1483 г. псковичи «посекли» дворы шести посадников и их сторонников. В следующем, 1484 г. посадники во главе с Гавриилом, составив «новую грамоту», перераспределили повинности между Псковом и «всей землей», включавшей какпсковские засады, так и земли пригородов. В результате повинности сельского населения, которое летописец называл «смердами», сократились. Начавшейся внутриполитической борьбой в Пскове воспользовался Иван III, решительно вставший на сторону крестьян.

Обнаружение «новой грамоты» в архиве вечевой канцелярии привело к очередным насилиям и казни по приговору веча посадника Гавриила и одного из «смердов» — представителей сельских общин. За сентябрь 1484 — ноябрь 1485 г. псковичи отправили в Москву шесть посольств, которые пытались уладить сложный конфликт. Летом 1486 г., уже после нового «разруба» повинностей, на севере Псковской земли, в Наровской губе, сельские жители вновь высказывали недовольство попытками городской администрации пересмотреть распределение повинностей, опираясь на «смердью грамоту».

А.Л. Хорошкевич рассматривает события 1484—1486 гг. как следствие отказа великокняжеского наместника предоставить помощь смердов для строительства крепостной стены. Проанализировав летописные известия за XIV—XV вв., А.Л. Хорошкевич признала, что не располагает прямыми доказательствами участия смердов в городском строительстве. Поэтому исследовательница привлекла источники, относящиеся к Новгороду и Великому княжеству Литовскому, где крестьяне участвовали в сооружении городских укреплений31. Однако первостепенное значение имеют именно псковские материалы о крепостном и ином общественном строительстве, к ретроспективному изложению которых мы и перейдем. Уже в начале «брани о смердах» осенью 1484 г. поставили новый мост через реку Пскову, «а даша мастером 60 рублей, а платиша то серебро мясники». Весной 1484 г. соседи Козмодемьянского конца заложили свой участок стены на Запсковье от реки Великой. Соседи Богоявленского конца начали строить свой участок стены от Псковы в 1482 г. и завершили его осенью 1483 г. Сооружение деревянной стены Окольного города в августе 1465 г. также осуществлялось силами самих посажан и их,«запасом». В 1433 г. соседи Петровской улицы разобрали старую башню у церкви Петра и Павла, использовав материал на строительство церкви Бориса и Глеба. Когда требовалось выполнить высококвалифицированную работу, город нанимал мастеров. Так, в течение трех лет, в 1463—1465 гг., 80 наймитов возводили «Перси» в Кремле за «мзду» в размере 175 рублей. В 1458 г. также наемные мастера сооружали новую стену в Кремле на участке «от захабня до Коутнего костра». Их работа обошлась городу в 150 рублей. Крупнейшее строительство в 1422— 1424 гг., когда за три года были возведены «Перси кромскыа», также осуществлялось двумя сотнями мастеров, взявших 1200 рублей найма.

Столярные изделия на заказ

Считыватели карт EM Marine и контроллеры

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz