Была освящена Пятницкая церковь в одноименном монастыре в Бродах

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Как ближние к Пскову монастыри и церкви всегда воспринимаются в некоторой симметрической взаиморасположенности относительно города, к северу или к югу от него, так и Устье невольно воспринимается пространственным и архитектурным откликом находящейся по другую сторону, за Псковом, церкви в Выбутах. Это уже иной по характеру памятник, но он также замечателен в ландшафте и также превращен в небольшой ансамбль двухпролетной звонницей, аналогичной по месту, роли и композиции звоннице в Выбутах. Церковь в Устье немного больше Ильинской, она как бы обычна по размерам, ширина основного пространства около 8 м. Три продольные зоны равной ширины, около 2,7 м, как всегда, определяют ее внутренние членения.

Псков и его архитектура в XVI веке

Все они упоминаются впервые только в XVI веке, но были основаны раньше. К северу от города на Запсковском берегу реки Великой «за Варлаамскими воротами» стояли монастырь Лазаревский в Поле и церковь Спаса в Лугу. В XV веке, вероятно, существовал уже и Петропавловский Середкин монастырь.

Церковь Константина и Елены

Так, в середине 1580-х годов в Пскове, как и других городах Русского государства, появилось приказно-воеводское управление, опиравшееся на выборные земские структуры. К XVI веку относится и церковь Константина и Елены, сохранившая старый четверик, пострадавший от долгого пребывания его без крыши в XVII—XVIII веках. На барабане, сохранившем старую обработку, — керамические, покрытые зеленой поливой «кокошники» — деталь, характерная для псковской архитектуры XVI века. Паперть, южный придел и колокольня — поздние. Образец псковского монастырского храма XVI века — церковь Дмитрия тоже сохранила из первоначальных частей только четверик, хотя, видимо, в XVI веке была с боковыми галереями и, может быть, с приделами.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Нам хотелось бы отметить два момента религиозного переживания, один из которых является отголоском какого-то специфического стригольнического обряда, а второй был видимо распространенным в XIV в. Первый состоит в поклонении и покаянии земле. Стригольники «велят земли каятися человеку», «вшед (в церковь) припади к вышнему и лицем землю покрый и принуди его (бога) помиловати тя». Это высказывание не канонично, но в нем содержится отголосок того душевного состояния, которое выразило себя в особой вещественности каменной оболочки псковских церквей, в которой холодная стихия застывшего, схваченного раствором камня соединяется с ремесленной рукотворностью, человеческой «обжитостью», теплотой поверхности. Каменная структура не антагонистична здесь живому, а доверительна, хотя оттенок стихийной таинственности при этом сохраняется.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Небольшие приделы Троицкой церкви имеют красивую бесстолпную структуру. С востока и запада они перекрываются во всю ширину уступчатыми сводами, совершенно аналогичными центральным сводам самого храма; они даже имеют более крупный ритм, ибо ширина приделов (около 5 м) в полтора раза превышает величину подкупольного квадрата. Между этими сводами остается узкая прямоугольная поперечная зона, выше перекрывающаяся тоже ступенчато поднимающимися от боковых стен сводиками, оставляя в центре световой квадрат, над которым поставлена глава. Такие бесстолшше храмы широко распространены в XVI в. , но их первые образцы относятся к концу XV в. Самыми ранними являются Трехсвятительский придел в Богоявленской церкви и церковь в селе Пустое Воскресение, последняя также датируется 1496 г. В последние годы В. В. Седов посвятил серию статей генезису и характеристике бесстолпных церквей. Ко времени до 1510 г. он определенно относит, кроме вышеназванных, еще церковь Никиты Гусятника, датируя ее летописным известием о строительстве храма в 1470 г. Не останавливаясь специально, общим замечанием он относит к XV в. придел церкви Михаила Архангела с Городца, церкви Николы Каменноградского (дата — XV—XVI вв. ) и Петра и Паяла в Сереткином монастыре (дата XV—XVI вв. ).

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Структура новгородских памятников иногда бывает совершенно прозрачна — в церкви Успения на Волотовом поле все угловые ячейки раскрыты широкими и высокими арками. В Пскове же замкнутая крестообразность внутреннего центрального пространства имеет своим истоком формы соборов Мирожского и Снетогорского монастырей. Подобное же влияние Г. В. Алферова справедливо прослеживает в новгородских памятниках второй половины XIV в. , но в Пскове оно проявляется раньше и непосредственно, без новгородского посредничества. Предвосхищая дальнейшее, отметим странность ситуации: Никольская церковь похожа на памятники Новгорода 1360—1380-х годов, в то время как памятники Пскова второй половины XIV в. обнаруживают неожиданное сходство с более ранними новгородскими постройками. Это свидетельствует и о родственности художественных явлений, и об определенной самостоятельности их эволюции. Двухъярусность деления угловых частей выявлена в западном Рукаве креста устройством настила хор и арками прохода.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Безусловно, бесстолпные храмы существовали в XIV—XV вв. , примером является известная нам по раскопкам церковь Федора Стратилата 1385 г. Но мы вынуждены констатировать, что об их формах нам до самого конца XV в. ничего не известно. Среди самостоятельных построек первой и единственной бестол-пной церковью рассматриваемого периода является церковь села Пустое Воскресение. Ей аналогичен Трехсвятительский придел Богоявленской церкви, они имеют и общую дату — 1946 г. Церковь снаружи выглядит как обычный псковский храм с трехчастным делением фасадов, но внутри поражает крупностью и сложностью пространственного и конструктивного решения. Нет никакого сомнения в том, что выразительность поднимающихся ступенчатых сводов пришла сюда из форм четырехстоллных построек. Внедрение крупного масштаба столь эффектно еще и потому, что своды начинаются почти над головой, на высоте около 2,5 м.

Памятники юго-западной части Полонища

Уцелел лишь четверик с абсидами, но без главы, и остатки галерей. Теперь здание реставрируется. В первоначальном виде это была типичная псковская монастырская церковь XVI века. Четверик ее высоко поднимался на подцерковье, но в то же время был виден менее чем наполовину своей высоты из-за примыкавших к нему высоких двухэтажных галерей.

Гридницы

Спустя почти столетие в 1458 г. остров вновь стал камнем преткновения в отношениях Пскова и Дерпта. Осенью 1458 г. князь Александр Чарторыйский с посадниками демонстративно высадились на Озолице и не только ловили рыбу, но и поставили церковь архистратига Михаила. В начале 1459 г. немцы сожгли церковь, причем на острове погибли 9 псковичей. В дальнейшем конфликт приобрел маятниковый характер: на вторжение немцев псковичи отвечали новыми походами, и наоборот.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

А ведь подобные лопатки трудно было устроить здесь даже физически из-за очень малых размеров зданий, что свидетельствует об определенной эстетической обязательности формы для зодчих (в Новгороде этих лопаток не было). В Мелетове лопатки остались только с восточной стороны, столбы сохранили прямые углы в сторону боковых рукавов креста и оказались скругленными к малым нефам; такие же черты имеют остатки храма № 1. Если определение В. Д. Белецким последнего храма как церкви Николы на Гребле кажется убедительным, то этого никак нельзя сказать про его датировку серединой XIV в. Источниковедческая критика И. К. Лабутинай и историко-архитектурные наблюдения В. В. Седова весьма убедительны, можно согласиться с предложенной последним датой около 1417 г. , тем более что и обнаруженные фресковые росписи вполне можно отнести к началу XV в. и никоим образом нельзя датировать серединой XIV в. Все церкви Довмонтова города относятся к числу самых маленьких во Пскове, сами размеры говорят о том, что это не обычные приходские церкви, что они предназначены для небольшого круга так или иначе связанных между собой лиц. Высказывалось предположение, что поставленная мастером Кириллом «во имя свое» в 1374 г. церковь Кирилла могла быть корпоративным храмом псковских зодчих. Ее ширина внутри чуть больше 7 м.

Читать далее...

Старое Примостье

Близко от торга, у крепостного рва, поставили дворы Таможенный, Соляной и важню (помещение, где взвешивали товары). Посреди невысоких (они были не выше двух этажей) деревянных рубленых лавок торга в память упразднения псковского веча была построена каменная церковь Ксении. От Рыбного торга или, вернее, от Старого Примостья, то есть того места, где и теперь расположен мост через Пскову, вверх по течению Псковы, по ее берегам и островкам, располагался своего рода «промышленный район» города. Здесь в пределах городских стен, было не менее двух десятков водяных мельниц и много разного рода ремесленных мастерских: кожевенных, мыльных, винных, пивных, зеленных (то есть пороховых). Мельницы и трепальни с дворами и слободками возле них тянулись по Пскове и за пределами города, доходя до Любятовского монастыря.

Читать далее...