Собор Ивановского монастыря, не только оказался образцом при строительстве начала XIV

Архитектура первой половины XIV в.

Вход на внутристенную лестницу к ним ведет с внешней стороны западной стены, и кажется вполне логичным предположение Г. В. Алферовой о существовании с западной стороны самого начала притвора. «Копийность» структуры собора Снетогорского монастыря долго заслоняла зарождение в нем новых, чисто псковских черт стиля и эмоционального воздействия, особенно ясно воспринимаемых в интерьере,— ненапряженности, пассивности оболочки, отсутствии монументального начала и структурной доминанты, непредсказуемости ритмического движения частей оболочки и ориентации пространственных компартиментов, из-за чего типологически цельное пространство оказывается как бы составляющимся из отдельных ячеек. Общая композиция собора снаружи также определена уподоблением образцу — Спасо-Преображенскому собору. Но и здесь рассмотренные выше изменения структурных соотношений определили иную выразительность здания. Ни центральная глава, ни центральная апсида не имеют столь мощного господствующего, определяющего характера. Свадебный кулич купить.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

В сознании псковичей Всеволод не только стал первым местным князем, с течением времени он превратился в его небесного Порожского и Ивановского монастырей, так же как уже отмеченные реставрационные работы и исследования П. Н. Максимова, в результате которых были созданы реконструкции соборов Ивановского и Снетогорского монастырей. Необыкновенно важными оказались реставрационные работы в Мелетове, где Успенская церковь предстала с реконструированным 16-скатным покрытием, впервые давшим возможность ощутить оригинальную выразительность псковских памятников XV в. Очень важное значение имели работы Ю. П. Спегальского, передатировавшего церковь Василия на Горке началом XVI в. и отнесшего к тому же периоду переделку завершения церкви Козьмы и Дамиана с Примостья; нельзя не согласиться и с поддержанной им датировкой церкви Михаила Архангела в Кобыльем городище концом XV в. Историю псковской архитектурной школы Ю. П. Спегальский начинает с середины XIV в. и считает первым ее памятником церковь Михаила Архангела в Городце XIV в. Ступенчатое построение центральных сводов он связывает с восстановлением домонгольской южной традиции, которая далее получила замечательную поддержку в строительстве Троицкого собора. Подобная структура, с точки зрения Ю. П. Спегальского, стала главной чертой псковской школы, выделяющей ее как самое творческое явление среди искусства всех русских княжеств. В Москве ступенчатые своды связаны либо с влиянием Пскова, либо с более поздними переделками московских памятников псковичами.

сигвей купить

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Поражает необыкновенное соответствие природы будущего псковского зодчества облику открывающего его историю собора Мирожского монастыря. Его архитектура не только определила многие особенности другого создания XII в. , собора Ивановского монастыря, не только оказалась образцом при строительстве начала XIV в. , она еще и воспитала религиозное чувство псковичей. Искусство XIV в. переносит нас в мир, лишенный сосредоточенной силы XII в. , в атмосферу искренней веры людей, чья жизнь полна тревоги и держится надеждой на мир вышний и собственной беззаветностью. Никольская церковь в Изборске позволяет ощутить эту архитектуру, гораздо более камерную, тревожную и открыто эмоциональную, нежели новгородская.

Читать далее...

Троицкий собор

Пограничная война продолжалась: в начале марта они совершили нападение на восточное побережье Теплого озера. Были выжжены рыболовецкие исады, в том числе в Островцах, а 5 марта с помощью артиллерии немцы взяли Кобылий городок. Многие жители пригорода погибли, но большая часть (3985 человек, по сообщению летописи) были взяты в плен. В 1362 году обрушились своды старого Троицкого собора. Собор разобрали и в течение 1365— 1367 годов псковские каменщики создали его новое здание. Н. Н. Воронин высказал очень правдоподобное предположение, что руководителем этой постройки был мастер Кирилл. Само это здание до нас не дошло, оно было разрушено в 1682 году, но сохранился ряд его изображений, и среди них подробный рисунок его, сделанный в конце XVII века. Как было отмечено псковским летописцем, новый собор построили на сохраненном основании старого.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Подобная совершенно новая точка зрения объясняется развитием исследований самого автора. Если, начиная с традиций исторической науки и архитек-туроведения XIX в. , на Псков смотрели сквозь призму Новгорода, то волей судьбы К. К. Романов пришел к этому материалу от изучения собора Ферапонтова монастыря. Увидев в последнем ряд конструктивных приемов и декоративных форм, аналогичных псковским постройкам, он был, видимо, так поражен, что это и определило интуитивную устремленность его последующего поиска. Тип четырехстолпного храма на подклете с повышенными главными арками, с двумя рядами завершающих четверик закомар он увидел в облике церкви Василия на Горке 1413 г. , а затем декларировал принадлежность к нему же Троицкого собора и церкви Михаила Архангела. Подобного храма действительно никогда не было в Новгороде, московские же постройки или датировались К. К. Романовым позже (Троицкий собор Троице-Сергиевского монастыря), либо реконструировались неточно (Успенский собор в Звенигороде).

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Подобное расположение глав свидетельствует о том, что хоры не имели П-образной формы, не заходили в западные углы наоса, западные столбы оставались открытыми на всю высоту, скорее всего, и восточные углы наоса не имели двухъярусной структуры — подобные композиции совершенно не характерны для XIV и XV столетий и лишь постепенно формируются в первой половине XVI в. А. А. Тиц реконструирует квадратную форму столбов. Можно, однако, думать о том, что они были крестообразными — очертания плана XVII в. дают для этого основания, такими были почти всегда столбы смоленских церквей конца XII в. ,— а ведь в них мы ищем прообраз собора. В Смоленске на рубеже XII—XIII вв. не было трехапсидных церквей. Это заставило Н. Н. Воронина и П. А. Раппопорта задуматься — не было ли строительство собора XII в. начато еще Всеволодом Мстис-лавичем? Подобную точку зрения поддерживает и В. В. Седов. Три апсиды могли быть связаны с местной и новгородской служебной традицией в конце XII в. , или же они появились в 1360-е годы. Все подобные вопросы необходимо иметь в виду при дальнейших исследованиях собора, наиболее актуальными остаются архитектурно-археологические, могущие доказательно восстановить историю уникального и важнейшего памятника. Без ответа остается и главный вопрос — имел ли Троицкий собор ступенчатые повышенные своды рукавов креста? Их не было в памятниках Смоленска, они не согласуются с крестообразными столбами, при которых выступающая лопатка «автоматически» переходит в пониженную подпружную арку. В. В. Седов считает, что Троицкий собор подвергся еще одной капитальной перестройке около 1420 г. , когда он под влиянием Москвы получил повышенные своды.

Читать далее...

Южная стена Детинца

Могучий массив нижнего этажа палат возвышался над очень тесным пространством прохода между палатами и крепостной оградой. Троицкий собор (1682—1699) дошел до нас в сравнительно хорошей сохранности, но все же не избежал переделок. В конце XVIII века духовное начальство, обеспокоенное трещинами, вызванными неодинаковой осадкой высокого главного объема собора и низких галерей, распорядилось заложить галереи нижнего этажа сплошной каменной закладкой и пристроить к ним снаружи контрофорсы. В результате этого ненужного варварского «укрепления» собора нижний этаж его лишился боковых галерей и вместе с тем естественного света, который до этого проникал в среднюю часть нижнего этажа из галерей через специально сделанные для этого проемы. В XIX веке подверглось переделке крыльцо собора. Характерная для XVII века крутая лестница с высокими ступенями была заменена пологой, крыльцо удлинилось, боковые проемы старой нижней площадки были заложены, новая площадка придвинулась вплотную к крепостной стене.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Домонгольские памятники рассматриваются не в контексте культуры города, а в контексте общих эволюционных процессов русской архитектуры XII в. Соборы Ивановского и Мирожского монастырей вошли в главу книги «Архитектура Новгородской земли XII — начала XIII в. », причем Иоанновский собор рассматривается в линии памятников Новгорода первой половины века, а Спасо-Преображен-ский анализируется вслед за изложением всего материала XII в. — как греческий тип, «привнесенный заказчиком». Троицкий собор, датируемый, согласно Н. Н. Воронину, около 1193 г. , вынесен в главу «Архитектура южной и западной Руси в XII—ХШ вв. ». П. Н. Максимов восстанавливал собор Иоанна Предтечи после разрушений военных лет, что позволило ему дать реконструкцию здания. Он отмечает новые черты в композиции собора, возникшие в результате стремления к упрощенности, уменьшенности и интимности. Но даже эти не слишком эстетические качества считаются побочным результатом чисто строительной деятельности — лишь «ответом на новые практические задачи», художественное начало как бы отсутствует, ибо оно «в основном механически вытекало» из Более образно определяется облик Мирожского собора, где подчеркивается меньшая строгость, большие интимность и живописность, нежели в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, свои краткие определения автор не развивает. Указанные достаточно произвольные эпитеты не только не претендуют на какую-либо связную характеристику памятников Пскова XII в. , но и отражают прямое отрицание П. Н. Максимовым наличия собственной традиции, общих оригинальных черт в архитектуре Пскова этого времени — «в псковских постройках XII в. нет еще каких-либо специфических псковских особенностей». В датировках псковских памятников XIV — середины XV в. П. Н. Максимов следует уже установившемуся ряду: собор Снето-горского монастыря 1311 г. , Троицкий собор 1365—1367 гг. , церковь Василия на Горке 1413 г. Ситуация достигает почти не разрешаемой сложности извлечения информации о развитии псковской архитектуры в это время, ибо собор Снетогорского монастыря по-прежнему (и справедливо) определяется как своеобразная копия Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Троицкий собор не сохранился и характеризуется лишь на основании предположений, а церковь Василия на Горке, как станет ясно из появившейся вскоре статьи Ю. П. Спегальского, необходимо будет передатировать началом XVI в. Вся характеристика зодчества Пскова периода формирования его самостоятельных черт оказывается, таким образом, компиляцией приемов и форм позднейших памятников с предположениями.

Троицкий собор в Детинце

К обширному и высокому основному объему собора, завершавшемуся главой, покоившейся на четырех столпах, с запада примыкало пониженное деление с хорами, а с севера и юга — боковые притворы. Полоцкие и смоленские аналогии и пример псковского храма Михаила архангела в Городце, повторившего в первой половине XIV века композицию Троицкого собора, говорят за то, что этот собор был одноабсидным. Торжественная монументальность собора сочеталась с расчлененностью его масс. Благодаря этому собор, при большой величине, позволявшей ему господствовать над всем городом, архитектурно связывался с дробной городской застройкой.