Архитектура первой половины XIV в.

Некоторая «робость» оболочки, отсутствие в ее движении властного формообразования создают особую эмоциональную атмосферу в храме. При несомненной пространственности интерьера движение в нем ненаправляемо, комбинация отношений в каждой точке ощущается как случайная и неустойчивая. Интерьер освещали окна барабана и узкие окна в верхней части апсиды и рукавах креста (по одному), ширина окон стала значительно меньше в сравнении с формами XII в. (18 см против 80 см). При общей созерцательности сумеречного пространства в нем чувствуется какая-то нотка незащищенности; интерьер, несмотря на величину, выглядит камерным — ситуация, обратная новгородской.

В соответствии с композицией мирожского собора хоры устроены как замкнутые палатки-приделы. Вход на внутристенную лестницу к ним ведет с внешней стороны западной стены, и кажется вполне логичным предположение Г. В. Алферовой о существовании с западной стороны самого начала притвора.

«Копийность» структуры собора Снетогорского монастыря долго заслоняла зарождение в нем новых, чисто псковских черт стиля и эмоционального воздействия, особенно ясно воспринимаемых в интерьере,— ненапряженности, пассивности оболочки, отсутствии монументального начала и структурной доминанты, непредсказуемости ритмического движения частей оболочки и ориентации пространственных компартиментов, из-за чего типологически цельное пространство оказывается как бы составляющимся из отдельных ячеек.

Общая композиция собора снаружи также определена уподоблением образцу — Спасо-Преображенскому собору. Но и здесь рассмотренные выше изменения структурных соотношений определили иную выразительность здания. Ни центральная глава, ни центральная апсида не имеют столь мощного господствующего, определяющего характера. Формы мельче, легче; целое подвижнее, расчлененнее. Структурное начало в разделении стен ослаблено, стеновые поверхности преобладают в выразительности над рельефом лопаток. Собственно, лопатки здесь почти неощутимы.

Еще в мирожском соборе общее деление фасадов было очень близко византийской системе,- при которой главной плоскостью стен является ближайшая к зрителю, а вся композиция создается нишами, проявляющими трехчастное структурное внутреннее деление. В снетогорском соборе подобная трактовка сохранена и даже усилена большей зрительной инертностью поверхности стен. С западной стороны стена была вообще без членений, ровной, в верхней части западного фасада нет лопаток, закомары образуют здесь как бы декоративное, не поддержанное ничем завершение.

Чрезвычайно любопытен декоративный пояс, завершающий барабан главы. Г. В. Алферова называет его «пояском из треугольных подобий арочек». Хотя это и не очень точно, все же в этом определении уловлен исторический смысл формы. Обычно главы памятников XI—XII вв. завершались арочками. Та же форма в мирожском соборе, но здесь ока уже превратилась в арочный пояс. Декоративные аркатуры широко распространяются в романском искусстве XII—ХШ вв., они становятся общей формой завершения стен, щипцов романских и раннеготических построек, в том числе и возводящихся в Прибалтике. Очень часто аркатуры преобразуются в комбинации прямых отрезков — уступчатых, диагональных, пересекающихся. Кажется, что в Пскове это такой же пример проникновения декоративного мотива из построек романо-готической традиции XIII в., как в Новгороде аркатура на фасадах церкви Николы на Липне.

Псковский орнамент замечателен еще одним обстоятельством. Его верхнюю, диагонально «бегущую» часть можно уподобить ленте столь распространенного позже бегунца, а спускающиеся от нижних углов прямые отрезки напоминают в ритме своего горизонтального расположения разреженный поребрик. Это как бы прообраз позднейших орнаментов — и здесь в этом легко убедиться, ибо такой декоративный пояс из чередующихся лент поребрика и бегунца завершает надстроенный в XVI в. барабан главы.

Закомарное венчание западного фасада без поддерживающих лопаток находит аналогию в новгородских храмах. В церкви Николы на Липне нет лопаток в центре фасадов, а в более поздней церкви Спаса на Ковалеве (1345 г.) употреблены на фасадах такие же закомарные завершения.

Еще одним свидетельством некоторой связи с новгородской традицией могут быть полукруглые ниши над порталами, образовавшиеся из тимпанов порталов в храмах XII в., аналогичные встречающимся на фасадах Николо-Липенской церкви. Как новую особенность, характерную для XIV в., отметим высокое положение окна средней апсиды (по уровню окон рукавов креста).

Если в облике собора Рождества Богородицы новгородские элементы являются лишь второстепенными, то во второй четверти столетия новгородская традиция приобретает для Пскова весьма существенное значение. Она, видимо, стала основой живой и непрерывной, преемственной деятельности псковских мастеров. В 1330-е годы создается два памятника — церковь Михаила Архангела в Пскове и Никольская церковь в Изборске. Они, вероятно, очень близки по времени, но точную дату мы знаем лишь для Михайловской церкви (заложена в 1339 г.).

Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.