Разорение, видимо, сыграло роковую роль в судьбе земского самоуправления в Псковской земле

Псковская архитектура XII в.

В Спасо-Преображенском соборе глубина боковых рукавов креста равна ширине центральных подпружных арок. Но последние опираются не на лопатки, а на консоли, исчезающие в стенах рукавов креста, поэтому центральное пространство и зрительно, и реально несколько расширяется. В результате храм, почти точно равный по общей ширине и ширине главы Николо-Дворищенскому собору, выглядит более пространственным и при этом сохраняет определяющее значение центра. Основная выразительность всей композиции связана с доминирующей ролью сводчатого перекрытия. Последнее находится здесь значительно ниже, ближе к вошедшему в храм, чем в памятниках Новгорода,— отношение высоты рукава креста к его ширине примерно 2 : 1, а не около 3,5 : 1, размеры форм перекрытия зрительно специально увеличены.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

В других русских городах архитектура главных соборов становилась образцом для подражания и приводила к формированию важнейших особенностей местных школ. В Пскове, судя по сохранившимся памятникам, такая же роль принадлежала и ранним монастырским храмам. Определяя постройки XII в. в Пскове как уже связанные местным художественным вкусом, мы имеем в виду два обстоятельства. Первое определяется их до сих пор сохраняющейся важнейшей ролью в городском архитектурном ландшафте. Второе связано с удивительным свойством старого искусства всегда оставаться произведением местного вкуса даже в тех случаях, когда строительства ведется пришлыми зодчими (греческими — в Киеве, немецкими — во Владимире, киевскими — в Новгороде, новгородскими — в Пскове, примеры легко можно умножить).

Оболенские

Однако остатки суверенных прав на Стародуб они потеряли где-то около 80-х годов XV в. (возможно, в связи с опалой кн. С. И. Хрипуна Ряполовского). Князья Оболенские уже со второй половины XIV в. находились на московской службе. Они сыграли видную роль в обеспечении победы Василия II над Дмитрием Шемякой. О том, чтобы они пользовались какими-либо суверенными правами в XV—XVI вв. , нам не известно, но владения в Оболенске сохраняли.

Читать далее...

Князья Глинские

Они уже потеряли остатки суверенных прав в своих вотчинах. Следующий этап, когда некоторые из потомков служилых князей снова начинают играть видную роль, — опричнина. Но это уже совсем иная проблема.

Читать далее...

Старинная штукатурка

Сам придел был, конечно, выше, чем его алтарная часть, и свесы его крыши, видимо, почти равнялись со свесами крыши основного объема храма. Почему мастера разместили придел на столь необычном месте? Видимо, заказчики пожелали, чтобы при храме было пять приделов. Два придела разместились в палатках, два — на обычных местах — у восточных оконечностей галерей, а для пятого нужно было найти место. В выборе этого места, несомненно, играли роль широкие архитектурно-художественные соображения. Необычная композиция этого храма соответствовала его роли в ансамбле города. Здесь был узел больших, имеющих важное значение улиц. От него начиналась Петровская улица и поперечная улица Среднего города, проложенная на месте стены Старого Застенья, а также улицы, шедшие от площади Старого торга.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Произошло это, видимо, во второй четверти XV в. В Мелетове, во всяком случае, старое и новое еще неразрывно соединено, памятники 1490-х годов уже потеряют эту неразрывность и сделают решительный выбор в пользу новых черт. В Успенской церкви в Мелетове подъем центральных арок увеличивает подкупольное пространство, его физические размеры и структурную роль; храм по всей своей ширине и длине как бы включается в целостность объединенного центрической композицией сводов пространства. Здесь, по существу, нет арок. Если в Москве всегда выделены столбы, их роль подчеркнута профилированными плитами-капителями, и поэтому мы всегда чувствуем поднимающуюся от капителей арку, говорим о повышенных подпружных арках, то здесь сама ровность и непрерывность поверхностей в средней зоне полностью уничтожает ощущение столба, четкой и кристаллизованной угловой опоры. Система ступенчатых сводов ясно, равномерно и спокойно собирает все части здания от периферии к центру и придает интерьеру непререкаемую зрительную целостность.

По памятникам города

Все эти земли продаются смердами «в одерень», то есть в полную собственность, с ведома старосты Родиона и всего погоста. Статус покупателей земли в Лисьях не определен: это могли быть представители верхушки сельских жителей, мелкие вотчинники, аналогичные псковским земцам, или даже, как предположила Л. М. Марасинова, посадники. В любом случае община-погост в Лисьях навсегда утратила контроль над проданной землей в результате акта продажи, в котором участвовали смерды. Непременным условием сделки должно было быть право распоряжения своей землей, принадлежащее не общине в целом, а отдельным домохозяйствам смердов, представленным их главами — Яковом, Ермолой и Родионом. Отразившиеся в акте реалии несовместимы с представлением о смердах XV в. как о полурабах, проживавших в княжеских селах, передаваемых городом «в кормлю» князьям. Скорее, этим реалиям соответствует статус лично свободного сельского хозяина, чьи земли и «прикупки» легко выделяются из общинных угодий, в том числе для продажи.