Сохранявшаяся до Великой Отечественной войны наружная обработка северного придела говорит о том, что его верх был подобен верху церкви Рождества в Довмонтовом городе

Гридницы

Но даже если и имело место некоторое продвижение поселений псковичей на Запад, этот процесс следует рассматривать не как экспансию, а как заселение неосвоенных пространств. Русско-ливонские войны 1450—1480-х годов Когда в 1510 г. псковичам пришлось решать проблему присоединения к Москве, вопрос был сформулирован таким образом: если Псков отойдет от союза с великим князем и присоединится к Литве или Ордену, то на него обрушится «гнев божий, глад и огнь и потоп и нашествие поганых»9. Событием, заставлявшим псковичей содрогаться от возможной вражеской угрозы, стали пограничные конфликты и войны России с Ливонским орденом в 1480—1481 и 1501 — 1503 гг. Псковское государство воевало с Ливонским орденом более 200 лет, но предыдущие войны не носили столь ожесточенного характера. Большинство из них, во-первых, не выходило из стадии пограничных конфликтов, а, во-вторых, войны велись не между Москвой и Орденом в целом, а между Псковом и отдельными государствами орденской федерации, чаще всего с Дерптским епископством. Пограничные споры между Псковом и Дерптским епископом тянулись столетиями. Еще в 1365 г. начался пятилетний конфликт «про Жолчь», т. е. из-за деревни Желачка на южном берегу острова Озолица (Пириссар).

Псковские каменщики

Подворье на «немецком берегу» действовало до начала Ливонской войны, а в 1562 г. было уничтожено пожаром. Немецкий двор в Пскове был восстановлен только после окончания Ливонской войны, в 1580-х годах, за рекой Великой, напротив Кремля. Мор: между жизнью и смертью Ментальность человека любой эпохи полнее всего раскрывается в реакциях на пограничные ситуации между жизнью и смертью. В жизни средневекового человека было немало трагических событий: войны, пожары, эпидемии. Проанализируем летописные известия об эпидемиях в Пскове и попытках предотвратить их разрастание.

Новгород-Северское княжество Василия Ивановича Шемячича

Обычно он считается сыном Шемячича. Но П. А. Садиков предполагал, что это был один из «людей» княгини. Троицкий монастырь продолжал оказывать знаки внимания потомкам того самого Дмитрия Шемяки, которого он энергично поддерживал еще в годы феодальной войны второй четверти XV в. Жена Шемячича и две дочери кн. Василия были пострижены в монахини и отправлены в Суздальский Покровский девичий монастырь, где и умерли. Летом 1508 г. на Русь выехал один из крупнейших магнатов Великого княжества Литовского — Михаил Львович Глинский со старшим братом Иваном Мамаем и братом Василием Слепым. При этом он получил «в вотчину Ярославец и Боровеск в кормление». Соседняя Медынь была дана в вотчину братьям кн. Михаила Ивану и Василию, а другие выехавшие с ними князья и дворяне получили поместья и кормления.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

В целом изучение архитектуры Пскова в XIX в. имело как бы характер предварительный, однако оно создало достаточное основание для возможности перехода к более строгому и конкретному рассмотрению материала. Первая же публикация историко-архитектурного характера XX столетия стала ясным шагом на этом пути. Превосходная работа П. П. Покрышкина не только ввела в историю псковской архитектуры новые памятники — церковь Михаила Архангела в Кобыльем городище (1462), Успенскую церковь (1431) и Троицкий собор (1540) в Гдове, Троицкую церковь в Доможирке,— но и превзошла предшественников конкретностью натурного изучения памятников, спокойной тщательностью рассмотрения исторического материала. Профессиональные чертежи и фотографии заменили любительские рисунки предыдущих публикаций, волей судьбы они оказались драгоценными для истории русского искусства из-за гибели гдовских памятников в годы Отечественной войны 1941—1945 гг. В очерке П. П. Покрышкина нет общих историко-архитектурных суждений, однако есть несколько тонких характеристик выразительности архитектурных форм, далеких как от пренебрежительности к «примитивными памятникам, так и вообще от какого-либо предвзятого сочинительства. Особенно ценно то, что его наблюдения связаны с интерьерами храмов, на которые почти не обращали прежде внимание или удостаивали скорее пренебрежительными замечаниями. Вот что пишет автор о Троицком соборе Гдова: «Внутри собор производит впечатление несокрушимой солидности благодаря своим толстым стенам и колоннам. Это — одно из грандиозных зданий в своем роде.

Читать далее...

Памятники творчества псковских каменщиков

При ремонтах в XIX веке он потерял старый иконостас, а затем и резной клирос XVII века. Первоначальные окна сохранились лишь в барабане, да в боковых частях абсид, в серединах которых пробиты новые большие окна. Глава на храме целиком сделана в XIX веке, а до нее была глава, покрытая поливной чешуйчатой черепицей яркого голубовато-бирюзового цвета. Главка на приделе сохраняла до Великой Отечественной войны старинную форму и была завершена кованым железным крестом конца XVII или первой половины XVIII века. Заслуживает осмотра подцерковье.

Гедиминовичи

Летом 1534 г. , находясь на службе в Серпухове, бежал в Литву. Род Вельских извелся на сыне Дмитрия Иване. Весной 1500 г. в связи с началом новой войны России с Великим княжеством Литовским на сторону московского государя перешли князья Трубецкие. Они происходили не от четвертого (как Вельские), а от второго (Дмитрия Трубецкого) сына Ольгерда. Трубчевск сохранялся за ними на протяжении всего XVI в. В конце XV в. существовали две ветви Трубецких, шедшие от Михаила Дмитриевича Трубецкого: одну представляли дети Ивана Семеновича (Андрей, Иван, Федор), другую — его двоюродный брат Иван Юрьевич с сыном Семеном Персидским. Обе ветви владели Трубчевском по половинам еще в 1499 г. По русско-литовскому договору 1503 г. Трубецкие признавались «слугами» московских государей.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Хотя сама эта линия совсем не бесспорна, надо отметить выразительную эстетическую характеристику формы — здесь взгляд художника был весьма проницателен: «. кажется, что на коротких и массивных круглых тумбах насажены четырехгранные столбы, из которых непосредственно вырастают своды. Переход от круглой части столба к четырехгранной обработан при помощи консолей, выглядывающих из круглого тела колонны в верхней ее части и как бы помогающих ей нести тяжесть четырехгранника и лежащих на нем сводов». «История русского искусства» подвела итог рассмотрению псковских памятников в рамках общей академической науки, но до первой мировой войны успели выйти еще два прекрасных издания. Одно из них носит характер чрезвычайно добротной углубленной штудии и посвящено всестороннему изучению монастырской жизни Пскова. Оно продолжает исследования В. Смиречанского и А. И. Никитского и многосторонне, разнообразно и ясно воссоздает страницы религиозной жизни средневекового Пскова45.

Читать далее...