Зодчие часто работают несколькими артелями — на строительстве церквей и укреплений Крома, Довмонтова города, торга

Псковская архитектура XII в.

Ощущение нависания к грандиозному прибавляет оттенок грозного и даже сурового, что усиливается и затененностью сводов (из-за низко прорезанных окон). Купол, барабан и основание барабана являются композиционным центром собора. Их кольцевые очертания собирают и завершают ритмическое движение арок и сводов; уже не спускаясь вниз, они повисают, парят надо всем пространством. Если даже в рукавах креста зодчие стремились зрительно увеличить масштаб сводов, то в центре они создали иллюзию еще более крупной формы. Уже консоли-лопатки, расходясь, как бы раздвигают пространство, освобождая углы, где вместо выступов образуются впадины.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В настоящее время, конечно, «облегченность» здания преувеличена из-за отсутствия изначальных придела и притвора, но все же формы фасадов выдают специальную заботу о симметричном пирамидальном построении всего объема. Боковые фасады сделаны почти столь же симметричными, как восточный и западный, для чего, как ужи было отмечено, зодчие пошли на не соответствующее столбам расположение наружных лопаток. Чистота и уверенность декоративных арок подчеркнуты их правильной линией, в которой нет столь часто встречающейся ползучести. Ритмическое движение арок столь упруго, что можно даже предположить трехлопастное завершение фасадов, мысль об этом еще в 1960-е годы была высказана архитектором-реставратором В. А. Лебедевой.

Псковские керамические памятные плиты XVI века

Однако живописность зданий от этого не пострадала. Псковские зодчие в это время с особенным мастерством пользовались живописной асимметричной компоновкой, позволявшей им бесконечно разнообразить облик храмов. Звонницы они ставили не по оси церкви, а сбоку, даже приделы иногда делали разными или заменяли с одной стороны придел палаткой, свободно прикомпоновывали часовни или сходы в подцерковья, иногда поворачивая их под случайными углами к оси здания.

Читать далее...

Строительство второй половины XIV века

Каждая дружина стремилась соорудить здание с наименьшей затратой сил, добиваясь в то же время наилучшего удовлетворения желаний заказчиков и наибольшего художественного эффекта. Здания создавались из дешевых, добывавшихся около места стройки материалов, компоновались с учетом возможно большей экономии средств и сил. Приспособленность к жизненным потребностям и техническая целесообразность этой архитектуры не умалили эстетической значимости ее. Псковские зодчие признавали за эстетической стороной первостепенное значение. Ведь художественная ценность архитектуры не определяется стоимостью строительства и количеством украшений.

Архитектура первой половины XIV в.

Соотношение соборов Мирожского и Снетогорского монастырей говорит, скорее всего, об отсутствии промежуточных интерпретаций, т. е. об отсутствии живой непрерывной традиции («чудовищный анахронизм» — по выражению А. И. Некрасова). Строительство храмов возобновлялось заново, и зодчие искали импульсы вовне — либо в прошлом (как в Снетогорском монастыре), либо в явлениях соседнего новгородского искусства (как мы увидим позже). И еще одна грань ситуации конца ХШ в. может стать для нас очевидной, если мы вспомним о статусе Пскова как новгородского пригорода. В XII в. здесь всегда в архитектуре все определяла внешняя традиция — новгородская или (в одном случае) смоленская. Тяжкие события XIII в. раздробили русские земли, подавили развитие культуры во многих из них, резко ослабили культурные связи регионов.