Как пишет летопись

Храм Николы от Каменной ограды

Тогда же сделан нынешний шатрик, отличающийся, однако, от первоначального, который был круче. Один из наиболее старых псковских монастырей, Ивановский, упоминаемый летописью под 1243 годом, оставил нам собор, построенный, может быть, еще в XII веке. Это единственная сохранившаяся в Пскове княжеская постройка. В течение нескольких веков она служила местом погребения псковских княгинь. К нашему времени Ивановский собор дошел сильно измененным пристройками и переделками, которые начались еще с XV—XVI веков и продолжались до XX века.

Осмотр храмов

Осмотр храмов начнем с Василия на Горке. Впервые на ртом месте церковь Василия была построена в XIV веке. Летопись упомянула лишь об украшении этой церкви росписью в 1377 году. Под 1413 годом в летописях помещены записи о построении новой церкви Василия на Горке, той, что дошла до нас.

Басенковы

В этой же грамоте великий князь подтвердил пожалования, сделанные Басенку Софьей Витовтовной. Вскоре после восшествия на престол Ивана III, в 1462 г. , Басенок «приказал» подтверждение грамоты 1449 г. и суздальской грамоты 1460/61 г. Неожиданно в 1463 г. Басенку «очи выняли». Он попал в опалу и в 1473 г. оказался в Кирилловом монастыре, где еще прожил семь лет и два месяца. По предположению Я. С. Лурье, Басенок был близок к лицу, составившему летописный текст за 40-е—начало 60-х годов XV в. , попавший в Ермолинскую летопись. Сын Федора Никифор в 1474 г. вернулся в Москву с послом Ахматом из Орды. В сентябре 1475 г. погорел его двор на Арбате. В 1485 г. хан Ахмат просил прислать его для переговоров к себе.

Читать далее...

Строительство второй половины XIV века

Его восточная часть, сохранившаяся почти на всю высоту, выступает из насыпи. Это было четырехстолпное здание с одной высокой и сильно выдающейся абсидой, обработанное снаружи лопатками. План четверика, по-видимому, был подобен плану основной части Михаило-архангельской церкви в Городце. К западной стороне примыкал притвор, о котором упоминает летопись. Верх храма не сохранился, но, без сомнения, своды его были ступенчатыми. Строители его не могли не воспринять нового веяния в архитектурном творчестве, нашедшего яркое выражение в недавно построенном Троицком соборе, то есть должны были отразить в формах верха конструкцию сводов и прийти в общем к тому же приему, что и зодчие Троицкого собора.

Читать далее...

Храм бывшего Ильинского монастыря

Перерыв в возведении новых храмов был связан с конъюнктурными обстоятельствами, в частности, с беспрецедентным по разрушительным последствиям пожаром в Пскове в 1550 г. Из сообщений летописи известно, что пожар 23 марта охватил все Полонище от Псковы до Великой и «Старое Застенье» (Средний город). Уцелели лишь 5 дворов у Трупеховских ворот и пушечный сарай на Коневой площади: «А каменных церквей погорело 31, а в Домантовы стены две церкви огорело, Ероусалим да Федор… а древяных церквей 15, а Михаила святыи оу Песках церков развалилася; а Воздвиженье и Власеи церкви порасседалися». Очевидно, что все силы псковских каменщиков в 1550— 1555 гг. были брошены на восстановление церковных зданий и крепостных сооружений. Эти работы не нашли отражения на страницах летописи отчасти потому, что и ранее их авторы не фиксировали подобных событий; кроме того, начиная с середины XVI в. изменяется характер местного летописания, и Псковская 3-я летопись главное внимание уделяет внешнеполитическим событиям. Но косвенные данные о масштабах работ имеются. По мнению Вл. В. Седова, второй половиной 1540-х — первой половиной 1550-х годов следует датировать постройку церкви Василия на Горке.

Памятники творчества псковских каменщиков

В тех случаях, когда не хватало объективных фактов для вынесения приговора, предписывалось решать дело судебным поединком — «полем». Не утратившие первоначальную обработку барабан и абсиды свидетельствуют об остром чувстве формы и пропорций у зодчего, строившего это здание, о его художественной одаренности. Возможно, что это был мастер Еремей, создавший в 1416 году в Довмонтовом городе купеческую церковь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии и упомянутый летописью, может быть, именно потому, что он прославил перед этим себя постройкой церкви Василия на Горке. Представляя себе храм Василия на Горке в его первоначальном виде и в былом окружении, можно по-настоящему оценить его художественную ценность. Высоко вздымавшийся над тенистыми деревянными улочками, храм казался по контрасту с ними особенно светлым и изысканно стройным. Но таким он существовал лишь до конца XVII века.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

В конце столетия мы не имеем в летописях никакого сообщения ни о том, что существовавшая церковь Покрова «упала», «рассыпалась» или была разбита, ни о том, что здание 1398 г. строится на старой основе. А ведь летопись четко информирует нас о подобных ситуациях — при строительстве, скажем, Троицкого собора или церкви Софии; для последней под 1415 г. записано в псковских летописях; «И того лета церковь святыя София разбита; того же лета и новую начата делати». В той же Псковской 3-й летописи место строительства Покровской церкви 1398 г. обозначено очень четко и с такой интонацией, как если бы оно было свободным,— «поставлена быеть церковь Покров святей богородици камена, в Довмонтове стене, межи Рожеством и Духом святым. ». Напомним, что церкви, между которыми происходит строительство, впервые возникли в 1383 и 1388 гг. В. Д. Белецкий приводит страшные описания чумы 1352 г. , опустошавшей Псков с ранней весны до начала зимы, в иной день умирало до тысячи человек.

Читать далее...

Довмонтов город

Эпидемия, кратко обозначенная в летописной статье 6929 г. как «мор велик», пришлась, скорее всего, на осень 1420 г. и не была слишком масштабной. Но уже через пять лет Русские земли оказались под ударом мощной эпидемии черной оспы. Свидетельства летописей о ее распространении и симптомах расходятся. Вологодско-Пермская летопись утверждает, что эпидемия пришла в Москву на Троицу (27 мая) 1425 г. : «от Немец во Псков, а оттоле в Новгород, такоже доиде и до Москвы и на всю землю Рускую». Псковский же летописец уверенно датирует начало мора в Пскове Ильиным днем (20 июля) 1425 г. Существенно различаются и описания симптомов болезни: летописи Северо-Восточной Руси утверждают, что заболевшие «мерли прыщом», то есть от язв, а псковские летописи традиционно поясняют, что «мроша люди во граде и по всей области Псковской железою». Эпидемия оспы стихла к празднику Крещения — 6 января 1426 г. Процветала живопись, связанная главным образом с производством икон.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Это была обычная замена обыденной деревянной церкви, поставленной для избавления от мора в 1465 г. , новым зданием. Весь дух церкви, ее стиль свойствен именно псковскому искусству конца XV в. Поэтому, не отказываясь полностью от предложенной В. В. Седовым системы оценок, было бы желательно уточнить критерии исторического анализа, чтобы избежать опасности привнесения инородных материалу суждений. Теперь мы обращаемся к центральному памятнику эпохи и едва ли не лучшему произведению всего псковского зодчества — церкви Богоявления на Запсковье. Говоря о ее постановке в 1496 г. , летопись употребляет слово не «поставиша», а «свершиша» — и это ясно свидетельствует не об одном сезоне строительных работ. Церковь относится к самым крупным, масштабным и развитым памятникам города, а вместе со звонницей, приделами, крыльцом и притворами это и один из лучших его ансамблей (южный притвор пока еще не восстановлены после разрушения в годы Великой Отечественной войны).

Читать далее...