Особенности архитектуры церкви имели уже две попытки специального объяснения. Обе исходили из признания этих особенностей новгородизмами — имелись в виду одноапсидность храма, квадратные подкупольные столбы, пониженные подпружные арки, обе связывали это с особенностями заказа и посвящения храма новгородскому святому. К. К. Романов писал об идеологической основе заказа - насаждении культа святого, становившегося общерусским и распространявшегося московским влиянием. В. В. Седов считал новгородизмы стремлением подражать особенному образу новгородского храма, как знака места подвижничества святого. Обе точки зрения очень интересны, ибо выявляют малоизученные аспекты социально-культурной и художественной ситуации и пути формирования художественного образа в архитектуре.
Однако следует указать на обстоятельства, пока препятствующие этим точкам зрения преодолеть свой характер соблазнительных гипотез. Прежде всего не стоит преувеличивать так называемые новгородизмы: новгородские храмы на протяжении пяти столетий оказывались очень разными, и вряд ли существовал в представлении псковичей такой общий образ новгородской церкви. Если сравнить с новгородскими храмами второй половины XV в. — а именно их бы прежде всего должны были бы иметь в виду псковские современники,— то пропорциональный строй, пространственные решения, форма опор, расположение и форма проемов — все будет отлично. В Новгороде возводятся небольшие церкви со свободно стоящими столбами, часто на подклете, стройные и легкие, скорее изящные, столбы часто круглые.
Если же под новгородизмами понимать вероятный облик Спасской церкви Хутынского монастыря конца XII в., то все новгородские церкви того времени имели три апсиды, закомарные завершения фасадов. Почему же в сознании псковичей конца XV в. новгородизмы должны ассоциироваться с отдельными (только отдельными — ибо целое опять иное) чертами новгородских храмов XIV — начала XV в., остается непонятным. Ведущие черты новгородского искусства — вертикализм и стремление к грандиозному, столь ярко проявившиеся как раз во второй половине XIV в., в псковской церкви отсутствуют. Пониженные арки применены в церкви Козьмы и Дамиана; каково бы ни было время их сооружения, с влиянием Новгорода они не связаны.
Само поставление каменной церкви Варлаама не имело никакой актуализирующей новгородские ассоциации причины. Это была обычная замена обыденной деревянной церкви, поставленной для избавления от мора в 1465 г., новым зданием. Весь дух церкви, ее стиль свойствен именно псковскому искусству конца XV в.
Поэтому, не отказываясь полностью от предложенной В. В. Седовым системы оценок, было бы желательно уточнить критерии исторического анализа, чтобы избежать опасности привнесения инородных материалу суждений.
Теперь мы обращаемся к центральному памятнику эпохи и едва ли не лучшему произведению всего псковского зодчества — церкви Богоявления на Запсковье. Говоря о ее постановке в 1496 г., летопись употребляет слово не «поставиша», а «свершиша» — и это ясно свидетельствует не об одном сезоне строительных работ. Церковь относится к самым крупным, масштабным и развитым памятникам города, а вместе со звонницей, приделами, крыльцом и притворами это и один из лучших его ансамблей (южный притвор пока еще не восстановлены после разрушения в годы Великой Отечественной войны).
Богоявленская церковь по общим габаритам плана равна Благовещенскому собору Московского Кремля. Очертания плана довольно нерегулярны, но в целом выдержаны знакомые нам соотношения. Ширина наоса равна его длине, она чуть меньше 12 м. Треть этого размера должна составить ширину подкупольного пространства, т. е. модуль. На самом деле этот размер чуть больше, примерно 4,1 м, что совершенно допустимо для пределов отклонений, применяемых самими строителями,— так, северный неф шире южного почти на полметра.
Четыре столба сдвинуты к востоку немного больше, чем обычно, западный рукав креста оказывается немного глубже восточного, на 0,5 м. Система ниш в малых апсидах отходит от прежней схемы — вероятно, в связи с резко увеличенными размерами здания. Впервые появляются Ниши в южной стороне апсиды, над синтроном и рядом с ним.
Церковь перекрыта ступенчатыми сводами. Обычно такая система Приводит к увеличению высоты здания за счет подъема центральных сводов (арок). В Богоявленской церкви она привела к понижению основного объема, ибо ширина наоса, обычно определявшая его высоту, на этот раз приравнена к уровню верхней ступени сводов, сам объем оказывается на эту ступень ниже. Трудно сказать, почему Зодчие остановились на подобном соотношении. Быть может, из-за больших размеров модуля храм оказывался чересчур высоким и Мастера воспользовались возможностью, не выходя за пределы устойчивых соотношений, прокорректировать их, немного понизить основной объем.
Сокращение, во всяком случае, произошло в верхней зоне, ибо основной уровень — шелыг угловых арок и конхи апсиды равен, как всегда, двум третям ширины храма.
Интерьер церкви получил впервые в псковской архитектуре симметричную относительно продольной оси композицию. Над круглыми западными столбами устроены замкнутые палатки весьма крупных размеров, порядка 3 × 4 м и высотой 4,5 м, соединявшиеся через узкие арочные проемы переходом вдоль западной стены. Восточные углы имеют прозрачную структуру, они раскрыты достаточно широкими арками в двух ярусах, при такой раскрытости практическое, функциональное назначение верхнего яруса начинает уменьшаться.
Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.