Архитектура середины XIV — середины XV в.

Теперь мы обратимся к анализу самого сохранившегося и развитого памятника Довмонтова города — церкви Покрова. Первая и важнейшая проблема — датировка памятника. В. Д. Белецкий относит церковь к 1352 г. и приводит для этого весьма серьезные аргументы. Он указывает на сам тип здания с одной апсидой и крестообразными столбами, сближая его с новгородской Знаменской церковью 1354 г. Граффити на фреске, датируемое 1398 г., также заставляет его принять раннюю дату. Известие летописей о строительстве каменной церкви Покрова в 1398 г. он связывает с капитальным ремонтом по каким-то причинам сильно разрушившейся церкви, его раскопки обнаружили, что строительный слой этих работ лежит ниже уровня строительства соседней, восточной стены Довмонтова города 1401 г. Подчеркивая важность историко-архитектурных параллелей, датировку В. Д. Белецкого принимает В. В. Седов.

Несмотря на достаточно весомые доказательства, приведем соображения, заставляющие нас отдать предпочтение более поздней дате возведения памятника.

Прежде всего, отметим, что прочтение опубликованного А. А. Медынцевой граффити имело два варианта, 1398 или 1428 г. Аргумент, склонивший исследовательницу в пользу ранней даты, не имеет безусловного характера, ибо он состоит в субъективной оценке достаточности или недостаточности площади скола надписи в месте обозначения десятков. Наше сомнение, естественно, не более доказательно, чем выбранная исследовательницей позиция, но существуют и иные аргументы.

В. Д. Белецкий обнаружил линзы остатков строительства храма 1398 г. и стены 1404 г., но он не обнаружил основного для него слоя — 1352 г. Живопись церкви датирована им 1353—1355 гг., но это невозможно стилистически. Она относится к мощной, характерной манере живописи последних двух десятилетий XIV в., и ее зависимость от известных и в византийском искусстве, и в Новгороде образцов безусловна. В. Д. Белецкий фиксирует разрушение живописи и находки ее фрагментов под храмом № 8 и под слоем строительства 1398 г. В случае возведения храма № 8 в XVI в. это было бы уже Неудивительно, наличие же фрагментов «той же самой живописи» под слоем 1398 г. пока только декларировано и не представлено необходимой по подробности и убедительности документацией.

Наконец, кажется невероятной сама возможность каменного строительства в 1352 г., особенно достаточно значительного по размерам и сложного.

Известие о построении Покровской церкви в 1352 г. содержится только в Псковской 3-й летописи, и в нем не уточняется, каменная или деревянная церковь была «поставлена». В конце столетия мы не имеем в летописях никакого сообщения ни о том, что существовавшая церковь Покрова «упала», «рассыпалась» или была разбита, ни о том, что здание 1398 г. строится на старой основе. А ведь летопись четко информирует нас о подобных ситуациях — при строительстве, скажем, Троицкого собора или церкви Софии; для последней под 1415 г. записано в псковских летописях; «И того лета церковь святыя София разбита; того же лета и новую начата делати». В той же Псковской 3-й летописи место строительства Покровской церкви 1398 г. обозначено очень четко и с такой интонацией, как если бы оно было свободным,— «поставлена быеть церковь Покров святей богородици камена, в Довмонтове стене, межи Рожеством и Духом святым...». Напомним, что церкви, между которыми происходит строительство, впервые возникли в 1383 и 1388 гг.

В. Д. Белецкий приводит страшные описания чумы 1352 г., опустошавшей Псков с ранней весны до начала зимы, в иной день умирало до тысячи человек. С точки зрения В. Д. Белецкого, отсюда возникли ошибки в технике строительства и конструкциях храма; нам же кажется просто невозможным само строительство летом 1352 г.

Для Довмонтова города XIV в. церковь является наибольшей по размерам, она потребовала бы сил, напряжения, совместной работы многих людей на протяжении по меньшей мере двух-трех месяцев. Ее центральный квадрат равен 3,8 × 3,8 м, в то время как в других храмах он колеблется в пределах 2,4—2,7 м, а они возводились r спокойные и благополучные годы. Е. Болховитинов связывает создание церкви Покрова с приездом в Псков архиепископа Василия, вызванного псковичами для молитвы о небесном покровительстве и защите от чумы. Как пишет летопись под 1352 г.: «...хотя благословити детей своих пскович и поповъ; и обоиде всь град сь кресты и сь весмъ священным съборомъ и съ всемъ крилосом своими и с мощми святых и с пениеми и с молитвами и с слезами, моляшеся господоу Исусоу христоу и причестеи его матери святей госпоже ботородици о заступлении града и о всех людех живущихъ в немг о Христе в вере христанстеи, дабы господь представить многоле-жащоую тогда смерть на людях; тако же я всь народ н люди, моужи и жены от мала и до велика, век воследствоующе со многими слезами звахоу: господи помилоуи».

Для самого архиепископа его миссия в Пскове стала актом героического самопожертвования и милосердия: «Архиепископ же Василеи, мало дни тоу побыв, поеха паки изо Пскова здрав, бысть ему на поути на борзе разболеся, мало поболев, преставися на рече на Оуже».

В этой ситуации понятно посвящение храма — Покрова Пресвятой Богородицы. Все обстоятельства как бы говорят о действии, с которыми мы многократно встречаемся в русских летописях, и псковских также (1421, 1442, 1466 гг.),— о поставлении обетной деревянной церкви, как правило,— обыденной, однодневной, для избавления от мора. В 1352 г., видимо, такая церковь была поставлена при участии архиепископа Василия; ее и сменила каменная церковь 1398 г.

Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.