Ее ширина внутри чуть больше

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Однако обратим еще раз внимание на четкость, твердость расчленения форм Благовещенского собора, на двухъярусные арки западных углов (такое устройство хор, угловые части на сводах, центр на деревянном настиле,— тоже псковские, хотя нижние своды ориентированы здесь иначе, по оси восток—запад). Подобное отношение к архитектурной форме не прошло бесследно для псковичей, как и масштаб кремлевского строительства. С этой точки зрения интересно оценить размеры и композицию плана Благовещенского собора. Его внутренняя ширина и длина равны 11,9 м, центральный неф равен одной трети этой величины. Разбивка аналогична псковским памятникам, а размер для Пскова, как мы видели, наибольший. Он, возможно, определял величину Троицкого собора, ему же будут равны самые крупные кончанские Храмы — Богоявление на Запсковье и Успение с Пароменья, чуть Меньше — Козьма и Дамиан с Примостья. В московской архитектуре это размер домовой церкви великого князя, но дело не только в разном масштабе того или иного искусства, а еще и в том, что ни одно из зданий, сооруженных в Москве псковичами, не вышло за пределы привычного им масштаба, и в этом могли проявиться не только позиции заказчиков, но и выбор мастеров, определяемый их вкусом и привычками.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Форма столбов, наличие и расположение лопаток остаются пока неизвестными. Исследование памятников XII—XIV вв. приводит к предположению о постоянном использовании приема, когда для разбивки плана здания на земле определялись три одинаковых по ширине «нефа», средний на самом деле образовывал центральный неф будущего храма, а боковые следовали двум вариантам. В первом в эту зону вписывались толщина столбов и наружной стены, малый неф храма образовывался остающимся между ними пространством, во втором наружные стены выносились за пределы этой зоны, примыкали к ней извне, тем самым увеличивалась ширина малых нефов. При малых размерах храмов, при подкупольном квадрате меньше 3,5 м, ширина боковых нефов при первом варианте оказывалась 1,5 м и меньше. Поэтому в небольших постройках чаще применялся именно второй вариант.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Если определение В. Д. Белецким последнего храма как церкви Николы на Гребле кажется убедительным, то этого никак нельзя сказать про его датировку серединой XIV в. Источниковедческая критика И. К. Лабутинай и историко-архитектурные наблюдения В. В. Седова весьма убедительны, можно согласиться с предложенной последним датой около 1417 г. , тем более что и обнаруженные фресковые росписи вполне можно отнести к началу XV в. и никоим образом нельзя датировать серединой XIV в. Все церкви Довмонтова города относятся к числу самых маленьких во Пскове, сами размеры говорят о том, что это не обычные приходские церкви, что они предназначены для небольшого круга так или иначе связанных между собой лиц. Высказывалось предположение, что поставленная мастером Кириллом «во имя свое» в 1374 г. церковь Кирилла могла быть корпоративным храмом псковских зодчих. Ее ширина внутри чуть больше 7 м. Не превышает 7,5 м и ширина церквей № 1,2, 4. В столь малых храмах толщина стен и столбов осталась обычной, в пределах 100—120 см, поэтому принятая для храмов все же несколько больших размеров обычная схема разбивки плановой структуры должна быть скорректированной — просто для обеспечения возможности прохода в малых нефах.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Структура и размеры здания аналогичны церкви Благовещения на Городище в Новгороде (по ширине — собору Снетогорского монастыря), планы зданий при наложении практически совпадают. Плановая схема идентична приемам новгородской традиции, соотношения приобретают нормативный для Пскова характер. Основой служит ширина подкупольного квадрата (4 м). Этому размеру равна глубина рукавов креста, таким образом определяется ширина храма. Внутри длина храма до восточной стены точно равна ширине, помещение храма — точный квадрат, это будет почти обязательным в XIV—XV вв.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Об этом говорит известная просаженность, опущенность центральной формы, очень крутое понижение арок в боковых пряслах — так не бывает при 16-скатном завершении. В этой композиции арочных линий не заметно никаких переделок — а она вряд ли могла возникнуть ранее самого конца XV в. , т. е. здание 1463 г. переделано в большей степени, нежели пока предполагается. Структура интерьера церкви невозможна для 1463 г. и маловероятна даже для конца XV в. Странными являются вытянутость водкупольного пространства поперек, причем весьма значительная — 3,6 × 4,3 м, резкая несимметричность боковых нефов — 3,3 м ширина южного и 4,3 м северного; если решение западных угловых компартиментов — двухъярусных, с палатками на круглых низких столбах — еще может быть отнесено к XV в. , то указанным соотношениям вообще невозможно подобрать аналогию, они могли появиться лишь как результат капитальных перестроек. Свободно стоящие восточные столбы, совершенно раскрытые восточные угловые компартименты, внутреннее решение апсид, странный уступ северной стены жертвенника не имеют ничего общего с памятниками XV в. и могут быть сопоставлены лишь с приемами псковской архитектуры второй четверти XVI в. Не был ли храм переделан в середине XVI в. ? Некоторый повод для такого предположения дает и существование колокола, специально отлитого для этого храма в 1547 г. Непрерывность возведения церквей между 1461 и 1471 гг. свидетельствует о единстве периода и традиции.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Это наименьший размер в Пскове, меньше, чем в Выбутах. Там была, правда, больше сокращена глубина рукавов креста (и, следовательно, ширина боковых нефов) — до 1,8—1,9 м; в Кобыльем городище она все-таки достигает 2,3—2,4 м. Напомним, что там делилась на три общая, внешняя ширина здания, в Кобыльем — внутренняя ширина наоса.

Псковская архитектура XII в.

Окна находятся в храме преимущественно с западной стороны (в боковых стенах — западного рукава, в западной стене — южного), что предполагает в качестве цели наилучшую освещенность восточной, алтарной части храма. Алтарная часть здания выделена не только светом. Южный и северный рукава креста имеют одинаковую глубину (4,5 м), западный сделан менее (4 м), а восточный более глубоким. Восточный рукав и самый широкий, ибо апсида имеет традиционно новгородское подковообразное очертание, и ее ширина достигает ширины барабана (опять-таки соотношение новгородских храмов). Восточный Рукав акцентирован и несколько другой структурной соразмерностью, создаваемой карнизом в пятах свода вимы и конхи. Большая структурность и масштабность восточной части здания были поняты и подчеркнуты фрескистами в росписи.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Быть может, само псковское истолкование мотива может свидетельствовать о его привнесенности из Москвы, ибо внутренняя природа мотива созвучна московскому искусству, а Псков постоянно трансформировал его в созвучную себе композицию. Фасады церкви в Устье показывают влияние подобного «обратного» истолкования ступенчатости на внешний облик храма. Верхней ступеньке сводов примерно соответствует линия кровли, а нижней — линии декоративных арочек. Ширина верхней полосы прячет ступеньку сводов, не повышает центр здания, а делает более грузным весь объем. Размещение декоративных поясков на барабане (с высокой ровной полосой над арочками) свидетельствует о дате не позже начала XVI в. В рамках нашего исследования церковь Николы в Устье является последним памятником. От нее идет непосредственное движение к памятникам XVI в. , часто имеющим облик настоящих архитектурных ансамблей. Замечательным примером может служить Троицкая церковь в Доможирке, на берегу Чудского озера, одна из тех, которые в начале нашего столетия были так любовно описаны П. П. Покрышкиным.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Это самый маленький, уникальный по размерам псковский храм, чем объясняются многие его особенности. Как ни малы церкви Довмонтова города, ширина и длина Ильинской церкви еще на метр меньше. Построение плана следует каноническим соотношениям, но с корректировкой в сторону максимальной миниатюризации.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Церковь Покрова — с одной апсидой, с разделенными лопатками фасадами — продолжает типологическую линию Никольской церкви в Изборске, с которой она очень близка по размерам. Однако у нее заметно больше центральный квадрат, ибо его ширина составляет одну треть не внутренней, а наружной ширины здания,— что определяет ясно выделенную, объединяющую в интерьере роль подкупольного компартимента. Особенностью памятника является крестообразность внутренних столбов, чьи четкие небольшие лопатки придают целому редкую для псковских памятников структурность, четкость ритма. Все углы храма имеют двухъярусное устроение на деревянных настилах поверх арок от столбов к стенам, а в юго-западной ячейке — традиционно на своде.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Он выяснил, что новый собор запроектирован на основе сажени длиной 189 см, и посчитал, при какой величине сажени план старого здания должен оказаться равновеликим с новым. Так у него получилась сажень в 304 см. Подобный масштаб Троицкого собора противоречит размерам всех сохранившихся построек Пскова и общему характеру его архитектуры, размеру всех русских построек XIV — середины XV в. Если же без всяких хитростей предположить, что авторы обмерного и проектного чертежей пользуются одной и той же саженью, равной 189 см, то все становится на свои места. Ширина собора внутри получается около 12,5 м, ширина подкупольного квадрата — 4,3 м, что очень близко крупнейшим псковским храмам (церковь Богоявления, например,— внутренняя ширина около 12 м, подкупольный квадрат 2,2 м). Устойчивость максимального размера в Пскове столь велика, что можно предположить его зависимость от самой строительной техники — плита на известковом растворе,— диктовавшей зодчим максимальный пролет сводов и арок.