Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Фасады церкви в Устье показывают влияние подобного «обратного» истолкования ступенчатости на внешний облик храма. Верхней ступеньке сводов примерно соответствует линия кровли, а нижней — линии декоративных арочек. Ширина верхней полосы прячет ступеньку сводов, не повышает центр здания, а делает более грузным весь объем.

Размещение декоративных поясков на барабане (с высокой ровной полосой над арочками) свидетельствует о дате не позже начала XVI в.

В рамках нашего исследования церковь Николы в Устье является последним памятником. От нее идет непосредственное движение к памятникам XVI в., часто имеющим облик настоящих архитектурных ансамблей. Замечательным примером может служить Троицкая церковь в Доможирке, на берегу Чудского озера, одна из тех, которые в начале нашего столетия были так любовно описаны П. П. Покрышкиным. Полезно ее хотя бы беглое описание, ибо знание результата эволюции делает яснее развитие форм на предшествующих этапах.

Троицкая церковь имеет симметричные приделы у восточных углов, паперти со всех сторон, крыльца, над западным помещена двухпролетная звонница. Общая группировка, ритмы, декорация — все исполнено классической выверенности и устойчивости. Сложный и безупречно уравновешенный по своим чистым формам памятник свидетельствует о сложении замечательной школы псковских зодчих. Троицкая церковь — произведение последнего этапа жизни школы, в формах уже есть некоторая излишняя симметричность, одинаковость. Кое в чем видны следы московского влияния, из-за них, вероятно, классическая для Пскова форма тройной арки — две широкие полуарки с очень маленькой завершающей аркой — начинает напоминать московские килевидные закомары. Но это пока детали, целое гармонично и преемственно по отношению к собственной традиции.

Прозрачен и ясен интерьер Троицкой церкви. Небольшая палатка в верхней зоне юго-западного угла не мешает его полной прозрачности, ступенчатые своды, приобретшие здесь уже большую вертикальность движения, спокойно и гармонично завершают пространство. Чистота и покой эмоционального состояния, доверительность атмосферы зрительно создаются никак не примитивной вещностью форм, а сложной развитостью приемов высокого искусства.

Небольшие приделы Троицкой церкви имеют красивую бесстолпную структуру. С востока и запада они перекрываются во всю ширину уступчатыми сводами, совершенно аналогичными центральным сводам самого храма; они даже имеют более крупный ритм, ибо ширина приделов (около 5 м) в полтора раза превышает величину подкупольного квадрата. Между этими сводами остается узкая прямоугольная поперечная зона, выше перекрывающаяся тоже ступенчато поднимающимися от боковых стен сводиками, оставляя в центре световой квадрат, над которым поставлена глава.

Такие бесстолшше храмы широко распространены в XVI в., но их первые образцы относятся к концу XV в. Самыми ранними являются Трехсвятительский придел в Богоявленской церкви и церковь в селе Пустое Воскресение, последняя также датируется 1496 г.

В последние годы В. В. Седов посвятил серию статей генезису и характеристике бесстолпных церквей. Ко времени до 1510 г. он определенно относит, кроме вышеназванных, еще церковь Никиты Гусятника, датируя ее летописным известием о строительстве храма в 1470 г. Не останавливаясь специально, общим замечанием он относит к XV в. придел церкви Михаила Архангела с Городца, церкви Николы Каменноградского (дата — XV—XVI вв.) и Петра и Паяла в Сереткином монастыре (дата XV—XVI вв.). Много интересных параллелей формам псковских памятников было обнаружено В. В. Седовым в архитектуре Балкан XIV—XVI столетий.

К сожалению, пока кажется невозможно включить весь этот материал в рассмотрение псковской архитектуры до 1510 г. В церкви Николы Каменноградского устройство подклета, упрощенность наружной декорации, особенно сокращение набора поясков в завершении барабана, форма окон и их обрамлений, широкое употребление голосников свидетельствуют о принадлежности памятника к развитому искусству XVI в. Для необыкновенно интересной, оригинальной системы перекрытий церкви Петра и Павла Сереткина монастыря трудно выделить датирующие признаки, обильное употребление голосников в люнетах, во всяком случае, мешает ее определению как памятника XV в. Некоторая монотонность расчленения фасадов вместе с полной приближенностью аркатурного пояска главы к линии кровли могут служить аргументами для ее датировки второй четверти XVI в.

Очень трудно, особенно в связи с разрушением памятника, оценить первоначальность форм сохранявшейся до войны Никитской церкви (разрушена в 1944 г.). Церковь представляла собой небольшую почти квадратную постройку с довольно длинным притвором и колокольницей над западным фасадом. Церковь перекрывал цилиндрический свод с вырезанным в центре прямоугольным пространством, завершенным маленькой главой на ступенчатых сводиках в сторону боковых стен.

Церковь была отмечена как самый ранний образец бесстолпного храма во Пскове Н. И. Бруновым. Но Н. И. Брунов считал, что изначальные своды были изменены более поздней перестройкой. Эта точка зрения кажется справедливой, ибо основанием для нее служило наличие в интерьере лопаток на боковых стенах, не находивших продолжения в очертаниях существовавшего перекрытия. Лопатки внутри псковских зданий употребляются исключительно редко, и если они устроены, то их конструктивная роль должна быть зрительно оправдана; в этом и смысл формы, ибо реальный вклад ее в усиление конструкции крайне невелик.

Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.