Церковь представляется памятником, примитивизирующим тип церкви Георгия, а в решении фасадов испытавшим влияние той острой асимметрии, которая проявилась впервые на фасадах Богоявленской церкви. Этим и определяется, видимо, се датировка, не выходящая все-таки, с другой стороны, за 1510 г.
Что же касается церкви в Старых Прудах, то она может быть отнесена и к последующими десятилетиям XVI в. Ее устройство на подклете, упрощение декоративной обработки фасадов (отсутствие декоративных поясов на боковых апсидах, превращение арочного обрамления средней апсиды в замкнутый мотив трех арок, неверно отождествляемый В. В. Седовым с формами церкви Козьмы и Дамиана с Примостья) заставляют вывести ее за рамки рассматриваемого периода.
Третий памятник — церковь в Кобыльем городище — также до сих пор не получил твердого места в историко-художественной эволюции. Церковь долго датировалась 1462 г., временем первого устроения крепости, но затем Ю. П. Спегальским она была определена как произведение XVI столетия. В. В. Седов считает се самой ранней в группе и относит к 1480-м годам. Основанием для такого хронологического определения служит его оценка памятника как самого упрошенного в группе. Определяя общее развитие псковской архитектуры как поступательное, автор, следуя идее неизменного прогресса, располагает памятники по степени накопления приемов, продвижения к более качественным образцам следующим образом: Кобылье городище — Красные Пруды — Верхний Мост — церковь Георгия со Взвоза.
Конечно, очень соблазнительно иметь возможность все выстраивать по линии постепенного усложнения и улучшения, однако, Во-первых, историческое развитие совершенно не обязано подчиняться этой логике в каждый короткий промежуток времени, и, во-вторых, сами оценки, что более, а что менее качественно и развито, всегда субъективны. Анализ предыдущих построек доказал, во всяком случае, возможность разных оценок их архитектурного облика.
Храм в Кобыльем городище только на первый взгляд является упрощенным и несколько примитивным, здесь много специальных коррективов форм, выполненных осознанно, уверенно и профессионально.
В плане церкви непросто выявить систему трех одинаковых зон, но она все-таки существует как отсчетная. Внутренняя ширина здания (7,3—7,4 м), разделенная на три, дает ширину центральной апсиды (примерно 2,5 м). Западные столбы сдвинуты к востоку на 20 см, столбы раздвинуты к северу и югу на 20 см, подкупольное пространство получает форму вытянутого в поперечном направлении прямоугольника — 2,2 × 2,6 м. Это наименьший размер в Пскове, меньше, чем в Выбутах. Там была, правда, больше сокращена глубина рукавов креста (и, следовательно, ширина боковых нефов) — до 1,8—1,9 м; в Кобыльем городище она все-таки достигает 2,3—2,4 м. Напомним, что там делилась на три общая, внешняя ширина здания, в Кобыльем — внутренняя ширина наоса. Поэтому, при столь же малых размерах среднего нефа общее пространство увеличено и в храме достигнуто ощущение большого пространства и масштаба.
Как уже было указано, чтобы избежать суженности центра и монотонности ритма, столбы несколько раздвинуты, из-за этого центральная апсида оказалась уже вимы, стены вимы к востоку сужаются, в том числе и в верхней зоне. Зодчие четко осознавали соотношения и сделали западный рукав креста зеркальным, сужа-юшимся к западу до размера арки апсиды.
Обычного сдвига столбов к востоку не существует. Западный рукав креста почти равен по глубине боковым. Самый глубокий рукав восточный, но он престо физически не может быть сделан короче, ибо размер складывается из толщины столба (1,3 м), ширины прохода (0,7—0,8 м) и алтарной арки (около 1 м). Ни один из этих размеров нельзя сделать меньше — арка апсиды меньше не бывает, более узкий проход функционально невозможен, толщина столбов и стен одинакова по всему храму, в этом памятнике она велика и делает массивным даже план здания.
Не совсем псковским является построение алтарной части. Боковые апсиды сделаны более глубокими, обычно в псковских памятниках средняя апсида отчетливо выступает. Подобные слитные очертания апсид характерны для среднерусских построек, в Пскове это первый и единственный для эпохи пример, в XVI в. такая композиция станет распространенной. Возможно, что увеличенное чространство малых апсид помешало расширить центральный алтарь и привело к образованию прямой (а не обратной, как при расширенной апсиде) перспективы восточного рукава креста. Если в форме апсид видеть московское влияние, то сооружение храма можно было бы даже отнести к 1520—1530-м годам. Хотя форма могла появиться как исключение и на рубеже столетий.
Относительное удлинение восточной части изменило систему фасадных членений. Западные лопатки боковых фасадов точно соответствуют внутренним столбам, восточные, что совершенно неожиданно, чуть сдвинуты к востоку, отметим (это важно), что на северном фасаде сдвиг немного меньше. Если бы восточные лопатки были размещены на своем обычном месте (восточные углы восточных лопаток — на уровне линии заплечиков апсиды), то восточные прясла превратились бы в узкие щели. Уже одно это могло вызвать удлинение малых апсид, хотя обычно зодчие выходили из такого положения смещением лопаток, отвечающих восточным столбам, к западу.
Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.