Псковская архитектура XII в.

Купол, барабан и основание барабана являются композиционным центром собора. Их кольцевые очертания собирают и завершают ритмическое движение арок и сводов; уже не спускаясь вниз, они повисают, парят надо всем пространством. Если даже в рукавах креста зодчие стремились зрительно увеличить масштаб сводов, то в центре они создали иллюзию еще более крупной формы. Уже консоли-лопатки, расходясь, как бы раздвигают пространство, освобождая углы, где вместо выступов образуются впадины. Из-за того, что паруса начинаются значительно выше, нежели арки, эти угловые впадины, как бы споря с уже наклонным, замыкающим движением арок, идут вверх, становятся своеобразными нишами, дающими место пространству среди сплетения каменных форм. Впечатление общего расширения поддерживается и перспективным восприятием консолей — они кажутся идущими не только от стены, но и от центра; к тому же такое движение в большинстве консолей реально существует, ибо подпружные арки несколько глубже, чем лопатки, и часть консолей постепенно расширяется по дальнему от центра краю.

Барабан уже своей светлостью (восемь больших окон в нижней части заложены в XIX в.) кажется более широким и пространственным, но зодчие делают его и реально шире примерно на 60 см (за счет утоньшения изнутри стен). Преобладание верхнего света в любом христианском храме имеет символический смысл, но в Спасском соборе с ним соединяется и особая зрительная выразительность форм. Выше этого сияния, отделенный им, венчает храм глубокий купол, снова лишенный яркого выявляющего света и поэтому отдаленный, отделенный, с пространством сосредоточенным и концентрированным.

Намеренность использования света первоначально определила и расположение других окон. Мы уже отмечали низкое положение окон в торцах боковых ветвей креста. Окна находятся в храме преимущественно с западной стороны (в боковых стенах — западного рукава, в западной стене — южного), что предполагает в качестве цели наилучшую освещенность восточной, алтарной части храма. Алтарная часть здания выделена не только светом. Южный и северный рукава креста имеют одинаковую глубину (4,5 м), западный сделан менее (4 м), а восточный более глубоким. Восточный рукав и самый широкий, ибо апсида имеет традиционно новгородское подковообразное очертание, и ее ширина достигает ширины барабана (опять-таки соотношение новгородских храмов). Восточный Рукав акцентирован и несколько другой структурной соразмерностью, создаваемой карнизом в пятах свода вимы и конхи.

Большая структурность и масштабность восточной части здания были поняты и подчеркнуты фрескистами в росписи. Лишь с восточной стороны роспись как бы выделяет вертикали столбов, в восточном рукаве иные уровни регистров, на восточных стенах Северного и южного рукавов расположены «Рождество Христово» и «Успение», выделенные размерами как центральные, а «Рождество» — к предполагавшимся освещением через расположенное напротив окно.

В последнее время исследованиями М. И. Мильчика и Г. М. Штендера установлено, что окнам западной части не пришлось играть назначенной им мастерами роли. Здесь мы подходим к очень интересному и важному для дальнейшего развития архитектуры вопросу — о хорах. Первоначально их не было, угловые части поднимались до середины высоты рукавов креста и имели посводное завершение. Но уже в процессе строительства замысел изменился. Над западными углами были надстроены замкнутые камеры, через арочные проемы бывших окон, превращенных в двери, соединившиеся с западным рукавом креста; здесь они сообщались узким деревянным настилом вдоль западной стены. На стенах западного рукава от уровня настила поднимается пояс фресковой росписи, имитирующей полилитию, что служит тоже явным доказательством существования хор к моменту росписи храма.

Это первый пример подобного устройства хор. Любопытно, что рождение нового варианта, как и в соборе Антониева монастыря, связано с поэтапностью строительства. Подобная композиция хор, только уже органически включаемая в оболочку здания, станет практически обязательной в новгородской и псковской архитектуре вплоть до XV в.

Снаружи стены сложенного из плитняка и плинфы храма были покрыты цемяночной штукатуркой. Ниш на стенах не было, за ровной цветной поверхностью исчезало ощущение массивности стены. Расчлененность и подвижность формы создавались активностью объемной композиции. Контраст высоких рукавов креста и низких угловых частей мог бы стать причиной вертикального ритмического движения фасадов, однако огромная глава (ее диаметр несколько шире рукавов креста) властно берет на себя роль доминанты, и все движение превращается в нисходящее от главы. Надстройка западных углов сделала объем собора асимметричным, но доминирующая роль главы обеспечила цельность композиции. Контраст объемных структур смягчался ритмикой созвучных криволинейных очертаний закомаров и проемов, подчеркивавшихся росписью с имитацией клинчатой кладки.

Порталы собора имели арочное завершение. В закомарах отсутствовал поребрик, всегда включавшийся в их профили в Новгороде. Арочки в верхней части барабана в Спасо-Преображенском соборе превратились из своеобразных венчающих кокошников в декоративный пояс, завершался же барабан двумя горизонтальными рядами плит и плинфы над арками. Изменилась соответственно и техника выкладки арок — не радиально поставленными плинфами, а цепочкой плит по линиям арок.

Хотя общая композиция собора центрична, все же в ней оказалась подчеркнутой ось запад—восток. Асимметрия северного и южного фасадов говорила об их назначении как боковых, восточный фасад хотя и симметричный, полукружиями апсид превращается в замыкающий. Встречающим, главным становится симметричный западный фасад. Соотношения форм разнообразят неодинаковые во всех ярусах окна (как по высоте, так и по ширине), причем в соответствии с общей ритмической закономерностью их масштаб растет снизу вверх.

Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.