Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Благовещенский собор имеет ступенчатое сводчатое завершение рукавов креста, и поэтому очень интересно сравнить его структуру с устройством церкви в Мелетове. Поражает удивительная прозрачность и четкость Благовещенского собора, широкие арки уничтожают стены рукавов креста и выявляют, подчеркивают непрерывность движения топких подкупольных столбов. Последние завершаются капителями-полочками, и поэтому в структуре верха совершенно отчетливо проявляется деление (характерное и для раннемосковских построек) на своды рукавов креста и повышенные подпружные арки, причем ступень (степень) этого подъема совсем не так пропорционально значима, как в церкви Успения. Композиция Благовещенского собора принадлежит более артистически развитому зодчеству, но несомненно, что поэтическое очарование мелетовской церкви имеет и свои преимущества. Однако обратим еще раз внимание на четкость, твердость расчленения форм Благовещенского собора, на двухъярусные арки западных углов (такое устройство хор, угловые части на сводах, центр на деревянном настиле,— тоже псковские, хотя нижние своды ориентированы здесь иначе, по оси восток—запад). Подобное отношение к архитектурной форме не прошло бесследно для псковичей, как и масштаб кремлевского строительства.

С этой точки зрения интересно оценить размеры и композицию плана Благовещенского собора. Его внутренняя ширина и длина равны 11,9 м, центральный неф равен одной трети этой величины. Разбивка аналогична псковским памятникам, а размер для Пскова, как мы видели, наибольший. Он, возможно, определял величину Троицкого собора, ему же будут равны самые крупные кончанские Храмы — Богоявление на Запсковье и Успение с Пароменья, чуть Меньше — Козьма и Дамиан с Примостья. В московской архитектуре это размер домовой церкви великого князя, но дело не только в разном масштабе того или иного искусства, а еще и в том, что ни одно из зданий, сооруженных в Москве псковичами, не вышло за пределы привычного им масштаба, и в этом могли проявиться не только позиции заказчиков, но и выбор мастеров, определяемый их вкусом и привычками.

Следующий этап развития псковской архитектуры относится к двум десятилетиям рубежа веков — 1490—1510 гг. Его верхняя граница определяется потерей Псковом самостоятельности, его непосредственным подчинением московскому великому князю. Начало периода хронологически очень близко окончанию последней работы псковских зодчих в Москве — строительству Благовещенского собора, завершенному в 1489 г. Поэтому оно невольно связывается с отъездом псковичей из Москвы и их возвращением в родной город.

Исследователями было уделено достаточно внимания работам псковичей в Москве, попыткам обнаружить особенности и формы, внесенные ими в московскую художественную традицию. Но почти не затрагивался вопрос об ответном влиянии практики московского строительства на псковских мастеров, на отражении столичных вкусов и масштабов в их творческих устремлениях. А ведь Москва 1470—1490-х годов была необыкновенным по интенсивности жизни архитектурным центром, где замечательная традиция великокняжеского искусства начала XV в. соединялась с опытом начинавшего распространяться по Европе нового итальянского искусства. Высокая осознанность творческого процесса, изысканность вкусов, разнообразие и смелость конструктивных приемов стали источником обогащения и обновления всего русского искусства.

Памятники 1490-х годов показывают, что псковская архитектура также оказалась сопричастной этому процессу. Дисциплина форм, их укрупнившийся масштаб, смелость пространственных решений и конструкций, интенсивные поиски новых фасадных композиций начали развитие, заложившее основы расцвета псковского зодчества, которое продолжилось, после небольшой паузы, около 1510 г., и в XVI столетии. Справедлива и точна следующая оценка Ю. П. Спегальского: «...именно в эти последние семь-восемь лет XV века в псковской архитектуре появились приемы и формы, ставшие характерными для всего XVI века, и начиная с этого времени исчезают многочисленные архитектурные приемы XV века».

От 1490-х годов сохранились три точно датируемых памятника и еще пять могут быть отнесены к этим же годам на основании своих архитектурных форм. Общая хронологическая соотнесенность многовариантна и зависит от выбранной исследователем точки зрения. Чтобы получить более ясную картину действительного исторического процесса, мы сначала рассмотрим датированные постройки. Они возникли друг за другом, в 1494,1495 и 1496 гг., но представляют собой разные композиционные типы и, видимо, дают нам возможность достаточно полного суждения о существе и многообразии эволюционных процессов.

В 1494 г. была поставлена церковь Георгия на Взвозе. Ее план строго выдерживает все классические для Пскова соотношения. По размерам она обычна — внутреннее квадратное пространство (без апсид) имеет размер 8,9 × 8,9 м, средний неф равен трети этой величины. Столбы поставлены в этом квадрате не симметрично, а смещены на половину толщины стены к востоку, т. е. поставлены симметрично по двум осям в прямоугольнике, чья длина раина ширине наоса плюс толщина восточной стены; как следствие, восточный рукав креста по глубине равен западному.

Разделение боковых фасадов не следует внутренней смещенности опор, боковые прясла примерно равны между собой, и лопатки оказываются расположенными почти симметрично; центры боковых фасадов и подкупольного пространства не совпадают, разница составляет 0,7 м.

С севера к церкви примыкал придел Петра Митрополита (уничтожен в 1825 г.), с юга — паперть со звонницей (разобрана в 1831 г.), существующий западный притвор и звонница устроены в 1S31 г., они включили в себя первоначальное открытое крыльцо.

Отчетливо и вертикальное построение Георгиевской церкви. Если ширину центрального нефа считать за модуль и ширину наоса соответственно за три модуля, то тем же пропорциям подчиняются высотные уровни. В конструктивном отношении важнейшим является общий уровень, определяемый завершением всех арок второго яруса и конхи апсиды. Это всегда единый уровень; здесь, видимо, выравнивалась кладка по всему периметру и затем начиналось возведение угловых сводов и далее сводов рукавов креста. На фасадах с этого же уровня начинаются декоративные арочки завершения. Почти во всех псковских храмах указанный уровень определяется величиной в два модуля, такое соотношение — ив Георгиевской церкви.

Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.