Эти своды опираются на западную стену и арки от столбов к боковым стенам

Типы псковских храмов XV века

Более совершенен и технически, и художественно прием, который представлен в церкви Петра и Павла бывшего Середкина монастыря близ Пскова. Там основные арки, воспринимающие нагрузку верха, придвинуты вплотную к стенам. Более простым и столь же удачным в техническом отношении является самое распространенное решение сводов, примеры которого можно видеть теперь в памятниках XVI века — церквах Покрова и Рождества богородицы в Углу и Николы от Каменной ограды. Первый же ярус арок оставлял не перекрытой только узкую щель, которая по обеим сторонам от барабана перекрывалась поперечными ступенчатыми арочками.

Читать далее...

Я нашел кто поможет гейнер недорого.

Архитектура первой половины XIV в.

Восточный рукав, как и в Мироже, имеет легкое подковообразное очертание. Отметим также очень тонкие стены, толщиной 1 м, что опять-таки связано с формами XII в. Уже в плане легко отметить некоторую аморфность образования крестообразного пространства, не имеющего активной доминирующей формы в центре. Это впечатление еще более увеличивается в объемной структуре здания. Здесь существует основная соразмерность, определенная цитатным использованием образца,— подпруж-ные арки опираются на консоли, высоты заложения шиферных плит в пятах подпружных арок в обоих памятниках абсолютно одинаковы. Но это равенство скорее усиливает различия, отмеченные нами уже в плане зданий. Рукава креста при одинаковой (до сводов) общей высоте заметно уже, движение пространства в них вертикальнее и как-то неустойчивее, центральный купольный балдахин не обладает прежним мощным воздействием.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Арки верхнего яруса, правда, еще не столь широки, чтобы ликвидировать ощущение стен, спокойная пассивность последних может быть свидетельством понимания формы, не выходящего за рубеж столетий. Правда, подобное соотношение — обширный массив стены и робкие прорезанные в нем арки — может быть результатом опять-таки соотношения размеров, очень малых — всей церкви и крупных — столбов. Ведь арки трех углов практически прорезают всю ширину внутренних стен, поэтому поверхности, кажущиеся стеновыми, на самом деле равны толщине столбов, т. е, физически являются столбами. В углах храма это отчетливо видно, хотя в центральном пространстве эти столбы не проявляются, воспринимаются как стены. Угловые структуры по конструктивной системе даже прозрачнее обычного, ибо их верхние своды, ставившиеся обычно над арками и имевшие характер затемненный и глухой, здесь слиты с арками, устроены в их уровне, ясно освещены и не дробят пространство.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Б Пскове родилась иная форма — она применена на церквах Георгия и Варлаама, когда как бы единая арка в зените вдруг прерывается и венчается арочкой намного меньшего радиуса. Подобные очертания использованы и в Трехсвятительском приделе Богоявленской церкви. На фасадах же главного объема очень сильная опущенность завершений средних прясел (полуарки с западной стороны поднимаются даже выше) и большой размер форм побудили зодчих арочкой очень малого радиуса увенчать средний элемент трехлопастного очертания, чтобы поднять и ритмически прихотливо выделить центр фасадов. Этому мотиву суждена будет долгая жизнь, но он затем будет уже трактоваться как пятилопастная кривая. Здесь же ясно виден генезис — из трехарочной кривой, путем добавки среднего элемента; очертания вписанной двухуступчатой ниши как бы свидетельствуют о прежней линии арки.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Снаружи композиция собора во многом напоминает вид, который приобрел Троицкий собор к 1689 г. Правда, все равно в облике этих памятников заметны весьма существенные различия, связанные главным образом с уменьшением роли структурных, формообразующих элементов. Энергичные вертикали многообломных лопаток заменились широкими плоскими лопатками, вместо упругого движения крупной арки средней закомары появились ползучие арочки без четкой образующей линии. Угловые лопатки соседних фасадов слиплись, слились в одну форму, лишь на северо-восточных углах храма и алтаря они, как обычно, разделены. Окна в храме чрезвычайно немногочисленны — узкие проемы в верхней зоне центральных прясел каждого фасада, окна — щели, освещающие придел. Неожиданно появление в центре на боковых фасадах пар арочных окон в арочных нишах.