Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Вертикальная композиция здания достаточно традиционна, три раскрытых арками в двух ярусах угла и палатка с глухой восточной стеной в юго-западном углу — это как бы стандарт рассматриваемой эпохи, хотя он применяется и позже. Высотные уровни отсчета обычны — ширина храма определяет высоту рукавов креста; арки и конха завершаются на высоте двух модулей. Увеличение подкупольного пространства придает большую выразительность аркам и сводам и делает пространство не только однородным (как в церкви Георгия), но уже и цельным. Как ни малы условные перспективы сужения западного и восточного рукавов, раскрывающиеся к центру, все же зрительный эффект их вполне ощутим. В верхних частях, как всегда, в кладке использованы голосники.

Формы отличаются четкостью и уверенностью, свойственными псковскому искусству лишь с 1490-х годов. Арки верхнего яруса, правда, еще не столь широки, чтобы ликвидировать ощущение стен, спокойная пассивность последних может быть свидетельством понимания формы, не выходящего за рубеж столетий.

Правда, подобное соотношение — обширный массив стены и робкие прорезанные в нем арки — может быть результатом опять-таки соотношения размеров, очень малых — всей церкви и крупных — столбов. Ведь арки трех углов практически прорезают всю ширину внутренних стен, поэтому поверхности, кажущиеся стеновыми, на самом деле равны толщине столбов, т. е, физически являются столбами. В углах храма это отчетливо видно, хотя в центральном пространстве эти столбы не проявляются, воспринимаются как стены. Угловые структуры по конструктивной системе даже прозрачнее обычного, ибо их верхние своды, ставившиеся обычно над арками и имевшие характер затемненный и глухой, здесь слиты с арками, устроены в их уровне, ясно освещены и не дробят пространство.

Это соответствует общему впечатлению цельности и слитности и пространственной системы, и каменной оболочки.

Спокойное, уверенное владение формой прослеживается, и снаружи. Восточный фасад решен симметрично; три необычно равноправных объема апсид имеют одинаковую декорацию — двойные пояски, цельные поверхности апсид подчеркнуты. Но завершение фасада четко и структурно, оно строго симметрично относительно вертикальной оси. Хотя средняя трехлопастная арочка опущена между боковыми, все же здесь нет никакой потери подымающегося, ритма, сочетание форм безусловно эстетически прокорректировано для достижения гармоничного эффекта.

Несколько иначе выглядит южный фасад. В принципе его схема такая же, но из-за малых размеров восточного прясла форма становится несимметричной. При этом в очень индивидуальных очертаниях восточных арочек нет ничего стихийного, робко приспособляющегося, они построены четко. Асимметрия фасада, смещение конька кровли, примененные здесь, характерны для псковских памятников, они ясно напоминают формы Богоявленской церкви. Однако при полной общности приема сдвиг оказывается обратным. Обычно конек кровли из-за смещения столбов к востоку располагается немного западнее центра среднего прясла. Здесь же, в Кобыльем городище, столбы не имеют обычного сдвига к востоку, ширина западного нефа практически такая же, как и боковых, середина подкупольного пространства совпадает с осью центрального прясла южного фасада — сдвига не должно было быть. Он мог возникнуть из-за чрезмерного подъема восточных арочек, определивших немного более крутой подъем ската кровли с этой стороны и перемещение центра кровли. Может быть, это ошибка, но также возможно, что это прихоть эпохи, склонной к ритмическому разнообразию рисунка завершений фасадов.

О том, что. в указанных соотношениях нет ничего от неумелости и неразвитости, свидетельствует неожиданное решение северного фасада. Его восточное прясло, как отмечалось, еще при разбивке плана было сделано чуть более широким, лопатка немного смещена к западу с линии восточных столбов. Поэтому в восточном прясле арки образуют более нормальную по очертаниям группу, согласующуюся по уровням с группой западного прясла. Трехлопастная арка среднего прясла здесь поднята, она начинается от верхних уровней боковых декоративных элементов, вместе они образуют пирамидальное, объединенное очертание фасада, в увеличенном поле среднего прясла помещена ниша, которая могла иметь роспись. Центры арочной композиции и кровли практически совпадают.

Фасад производит впечатление выделенного, что может свидетельствовать о его трактовке как главного. И легкое смещение лопатки на линии восточных столбов еще при разбивке плана свидетельствуют об уровне предвидения формы и предварительном формировании даже заказа.

Церковь Архангелов Михаила и Гавриила дает уникальный пример свободного владения одними и теми же мастерами двумя способами образования фасадных композиций — один как бы связан с Богоявленской, а другой — с Георгиевской церквами. Это лишний раз свидетельствует о единстве архитектурной традиции, ее однородности. Свободное владение обоими приемами, скорее всего, убеждает в достаточно поздней датировке памятника. Он никак не может быть первым в выделенной В. В. Седовым группе, наиболее приемлемой является его датировка концом XV или первыми годами XVI в.

Рассмотренные памятники исчерпывают типологические варианты псковского искусства конца XV в., которые в отдельных образцах будут встречаться и в дальнейшем. Но в XVI в. церкви со ступенчатыми сводами уже, несомненно, становятся ведущими и преобладающими, в них происходит дальнейшее развитие форм и приемов, найденных в Богоявленской церкви. Одну из таких построек, возможно, датировать ранее 1510 г.— это церковь Николы в Устье.

Церковь стоит у впадения Великой в Псковское озеро и как бы открывает цепочку храмов, уходящую вверх по реке. Как ближние к Пскову монастыри и церкви всегда воспринимаются в некоторой симметрической взаиморасположенности относительно города, к северу или к югу от него, так и Устье невольно воспринимается пространственным и архитектурным откликом находящейся по другую сторону, за Псковом, церкви в Выбутах. Это уже иной по характеру памятник, но он также замечателен в ландшафте и также превращен в небольшой ансамбль двухпролетной звонницей, аналогичной по месту, роли и композиции звоннице в Выбутах.

Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.