Начнем с выяснения размеров собора

Псковская архитектура XII в.

Второе связано с удивительным свойством старого искусства всегда оставаться произведением местного вкуса даже в тех случаях, когда строительства ведется пришлыми зодчими (греческими — в Киеве, немецкими — во Владимире, киевскими — в Новгороде, новгородскими — в Пскове, примеры легко можно умножить). В Пскове даже заказчик — новгородский архиепископ, но, тем не менее, художественная и эмоциональная атмосфера памятников ближе последующим постройкам Пскова, а не одновременным новгородским соборам. Псков в XIII в. оставался окраиной русской земли, монгольское нашествие коснулось его в наименьшей степени. Но его прежнее спокойное существование в тени Новгорода в XIII в. резко изменилось. Формирование государственности у прибалтийских племен, появление в качестве непосредственного соседа немецкого рыцарского ордена, ведущего политику активной экспансии, военные притязания шведов стали источником новой и исключительно острой опасности дога западных русских земель, и прежде всего для Пскова.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Значительно более существенными в рамках общей художественной эволюции явились изменения стилистической выразительности форм. Покорившее зодчих ощущение властно осеняющих пространство сводов в Спасо-Преображенском соборе, освобождеп-ность его крестообразного пространства в интерьере Иоанновского собора соединились с воссозданием деления на помещение для молящихся (четырехстолпное, с двумя главами над ним) и алтарь, свойственного собору Антониева монастыря. К этому добавилась некоторая ремесленная примитивность форм, смятость поверхностей, зрительная невыявленность, скорее — замаскированность структурных соотношений. Интерьер собора спокоен, замкнут, статичен, здесь нет ни зрелищной активности новгородских памятников, ни драматической сосредоточенности собора Мирожского монастыря. Даже западные, казалось бы центрические, опоры не получают тектонической самостоятельности, уровни перемены их форм никоим образом не определяются задачами их собственной зрительной организации, а подчинены горизонтальным уровням собора в целом.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Мы, собственно говоря, может быть, не до конца представляем себе смысл выражения «крыти храм святыя Троицы досками» (ПЗЛ) — не включало ли оно в себя и устройство каких-либо стеновых покрытий? Если в Киеве, Новгороде, Владимире архитектору главных соборов хотя бы фрагментарно можно было бы угадать по ее отражению в других постройках, то в Пскове это сделать невозможно в отношении как наружной декорации, так и внутренней структуры. Хоры собора располагались над нартексом, в их боковых частях были устроены приделы с главами над ними. Подобное расположение глав свидетельствует о том, что хоры не имели П-образной формы, не заходили в западные углы наоса, западные столбы оставались открытыми на всю высоту, скорее всего, и восточные углы наоса не имели двухъярусной структуры — подобные композиции совершенно не характерны для XIV и XV столетий и лишь постепенно формируются в первой половине XVI в. А. А. Тиц реконструирует квадратную форму столбов.

Псковская архитектура XII в.

Правда, если в Николо-Дворищенском соборе и Георгиевском соборе Юрьера монастыря в средних пряслах помещались две пары окон, одна над другой (композиция, впервые появившаяся на фасадах Софийского собора), то уже в соборе Антониева монастыря верхняя пара была заменена одним проемом, и здесь впервые образовалась пирамидальная композиция из трех окон. В соборе Мирожского монастыря в центре было лишь одно окно. Видимо, это определило размещение одного окна и на таком же месте в центральных пряслах боковых фасадов Иоанновского собора, но в последнем нижние окна боковых прясел образуют вместе со средним пирамидальную композицию, ритмом своим перекликающуюся с более ранними (Ан-тоново) и более поздними (Ладога) памятниками. Образование пирамидальной композиции окон при их строчном расположении стало возможно из-за необычной формы верхних окон всех малых прясел и апсид. Они сделаны круглыми и весьма малыми, что и позволяет верхнему окну центрального прясла объединяться композиционно с нижними в боковых.

Храм бывшего Ильинского монастыря

Этот вывод тоже противоречит известным из источников фактам каменного строительства в Пскове5. В 1550-х годах продолжалось восстановление города после пожара. Летом 1557 г. было закончено строительство церкви Иоанна Богослова в Крыпецком монастыре, и, таким образом, в окрестностях Пскова появилась вторая после собора Иоанна Богослова на Мишариной горе соименная царю церковь. Образскую церковь «у Жабьей Лавицы» псковичи поставили по обету в один день (разумеется, деревянную) в 1487 году. Когда ее заменили каменной — неизвестно.

Пушечный амбар

Со всех четырех сторон крышу украшали «бочки», обитые деревянной чешуей. Пролеты шатра были закрыты балюстрадами из точеных балясин, забранных «в брусы», а двое ворот с двух сторон шатра запирались решетчатыми ажурными воротными створами «с чепми железными». Любопытные каменные здания строились порой и в монастырях. Так, например, над палатами Мирожского монастыря, стоявшими на самом берегу реки Великой, немного южнее собора возвышались не только деревянные рубленые кельи, но и деревянный храм. Во всех этих разнообразных зданиях были ярко выявлены черты, характерные для творчества псковских каменщиков. Пожалуй, наиболее замечательной и поучительной из них было умение подчинять архитектуру практическим нуждам,— создать по возможности наилучшие условия для сохранения здоровья обитателей жилых зданий, удобства для работы в производственных зданиях.

Читать далее...

Южная стена Детинца

Троицкий собор (1682—1699) дошел до нас в сравнительно хорошей сохранности, но все же не избежал переделок. В конце XVIII века духовное начальство, обеспокоенное трещинами, вызванными неодинаковой осадкой высокого главного объема собора и низких галерей, распорядилось заложить галереи нижнего этажа сплошной каменной закладкой и пристроить к ним снаружи контрофорсы. В результате этого ненужного варварского «укрепления» собора нижний этаж его лишился боковых галерей и вместе с тем естественного света, который до этого проникал в среднюю часть нижнего этажа из галерей через специально сделанные для этого проемы.