О строительстве в Пскове во второй половине XII в. мы не имеем никаких известий, скорее всего, оно и не велось. Но кажется убедительным предположение Н. Н. Воронина, что перенесение мощей Всеволода Мстиславича в Троицкий собор обусловлено заменой прежде деревянного Троицкого собора каменным. Собор часто упоминается в летописи после середины XIII в., он является таким же символом города, как в Новгороде — София.
При анализе изображенного на рисунке 1680-х годов Троицкого собора 1367 г. Н. Н. Воронин справедливо указал на его сходство с памятниками смоленского зодчества рубежа XII—XIII вв. Действительно, пучковые пилястры, изображенные на рисунке трехлопастные завершения фасадов характерны именно для Смоленск;:. На это обратил внимание еще А. И. Некрасов, но он не развил своего наблюдения. Н. Н. Воронин построил последовательную в плодотворную гипотезу. В ее поддержку он обратил внимание еще на одно обстоятельство. Псковским князем с 1188 по 1211 г. был Владимир Мстиславич из рода смоленских князей. Его отец, Мстислав Ростиславич Храбрый, несколько лет княжил в Новгороде, где скончался и был погребен в 1178 г. в Софийском соборе. И если в Пскове в начале 1190-х годов возводится каменный Троицкий собор, то из-за исключительного значения этого строительства для города в нем должен был выступать одним из заказчиков Владимир Мстиславич, для которого вполне естественным было обращение к опыту смоленских зодчих.
Н. Н. Воронин определил Троицкий собор XII в. как шестистолпный. Основываясь на найденных Н. Н. Ворониным чертежах, А. А. Тиц дает реконструкцию плана собора 1365—1367 гг. Если даже внешний вид собора XIV в. восходит, судя по рисунку, к формам XII в., то тем более это должно относиться к плану собора, д. А. Тиц воссоздает храм как четырехстолпный с крестообразными столбами и развитым, широким нартексом, что в целом соответствует типу развитых городских соборов XII в. В. В. Седов связывает подобную композицию с началом XII в. и выдвигает гипотезу о создании собора при Всеволоде и его перестройке в начале 1190-х годов. С этим трудно согласиться, подобные по композиции храмы оставались устойчивым типом главных городских соборов и во второй половине XII в., и даже позже — собор Рождества Богородицы в Суздале ХШ в. Кроме того, тогда было бы невероятным погребение столь почитаемого Всеволода Мстиславича в маленькой церкви Дмитрия, а не в построенном им новом каменном соборе. Даже сама история, последовательность возведения соборов в Пскове характеризуют особенности его общественной и политической ситуации. В престольных городах Руси первыми каменными постройками были обычно главные городские соборы. Лишь затем возникали княжеские монастыри и начиналось епископское строительство.
В Пскове каменное строительство начинается вне города, в примыкающих к нему, но находящихся по другую сторону Великой монастырях. Один из них, мужской, основывается архиепископом, а другой, женский, очевидно, связан с княжеской инициативой (судя по позднейшим захоронениям в нем псковских княгинь). В самом городе, у подножия Крома, почти одновременно ставится значительно меньшая по размерам Дмитриевская церковь, не могущая взять на себя роль общегородской доминанты. Таковой является высокий холм Крома с земляными и деревянно-каменными укреплениями и, вероятно, деревянным Троицким собором. Создание архитектурного ансамбля на протяженной речной панораме аналогично Новгороду, также близко и композиционное значение монастырей, но лишь с конца XII в., после возведения каменного Троицкого собора архитектурная доминанта дополняет существующую ландшафтную ситуацию.
В других русских городах архитектура главных соборов становилась образцом для подражания и приводила к формированию важнейших особенностей местных школ. В Пскове, судя по сохранившимся памятникам, такая же роль принадлежала и ранним монастырским храмам.
Определяя постройки XII в. в Пскове как уже связанные местным художественным вкусом, мы имеем в виду два обстоятельства. Первое определяется их до сих пор сохраняющейся важнейшей ролью в городском архитектурном ландшафте. Второе связано с удивительным свойством старого искусства всегда оставаться произведением местного вкуса даже в тех случаях, когда строительства ведется пришлыми зодчими (греческими — в Киеве, немецкими — во Владимире, киевскими — в Новгороде, новгородскими — в Пскове, примеры легко можно умножить). В Пскове даже заказчик — новгородский архиепископ, но, тем не менее, художественная и эмоциональная атмосфера памятников ближе последующим постройкам Пскова, а не одновременным новгородским соборам.
Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.