Завещателями в данном случае могли быть как мелкие вотчинники, так и крестьяне

Довмонтов город

Само употребление термина «смерд», единственное в псковских летописях, контрастирует с более ранним (1435 г. ) упоминанием крестьян и свидетельствует о том, что летописец придал слову отчетливо выраженный уничижительный смысл. С нашей точки зрения, это свидетельствует отнюдь не о низком социальном статусе смердов, но о литературном переосмыслении неполноправного положения сельских жителей Псковской земли. Даже если псковский смерд и обладал всеми правами лично свободного крестьянина, в глазах и великого князя, и боярской верхушки Пскова он был прежде всего данником. Несколько лет назад археологи начали расчищать основания храмов Довмонтова города, сломанных в XVIII—XIX веках. Стоит потратить время на осмотр этих остатков, так же как и тех частей храмов, которые выступают теперь из-под насыпи 1701 года. Нигде не было места, подобного псковскому Довмонтову городу, и никакие аналогии не помогут представить себе его вид в XV—XVII веках.

Псков в XVIII—XX веках

Посадник Онцифор Лукинич, умерший в 1367 г. , передал своему сыну Юрию село Медну под Торжком, которое наверняка не было единственной вотчиной новгородского боярина19. В литературе получили распространение разные суждения об эволюции понятия «смерд» в XIV—XV вв. Согласий А А. Зимину, первоначально термин обозначал полурабское население, но впоследствии «изменил свое… содержание, превратившись в общее наименование крестьян». Ю. Г. Алексеев считает, что «зависимые крестьяне, жившие на господской земле, в Великом Новгороде смердами не назывались»; по его мнению, «новгородские смерды рассматривались… как податное население, несущее повинности в пользу города-государства». По ходу исследования Ю. Г. Алексеев опирается на данные новгородско-княжеских докончаний, летописные известия и рядную грамоту крестьян Робичийской волости с Юрьевым монастырем 1460— 1470-х годов.

Читать далее...

Палаты Трубинского

Более крупный масштаб некоторых построек XVII века, новые архитектурные доминанты, выросшие в это время, не вступали в противоречие со сложившейся композицией города, а подчинялись ей. О том, что владение землей «в одерень» «не было монопольным правом или привилегией какой-либо социальной группы», писала Л. М. Марасинова. Она, однако, полагала, что приобретатели земли не могли быть крестьянами, на чью долю оставалось только продавать свои земли, превращаясь в изорников. Думается, что до настоящего времени в нашем распоряжении нет данных, позволяющих сколь-нибудь уверенно обосновать социальную стратиграфию непривилегированной части сельского общества Псковской земли.

Читать далее...

Южная стена Детинца

В этом убеждает и исследование социального состава населений псковских губ, проведенное Б. Н. Хар-лашовым с опорой на актовые и археологические материалы. Б. Н. Харлашов полагает, что контрагенты псковских актов — завещатели Симеон и Павел из Смолинской губы, Трофим, Осип и Федос из Каменской губы — были черносошными крестьянами или выходцами из их среды. Следовательно, если в одном случае составитель грамоты именует контрагента смердом, а в другом не дает ему такого наименования, можно констатировать произвольный характер употребления в актах термина «смерд», как обозначавшего крестьянство в целом. Первоначально галерея была украшена почти на всем протяжении только поясом ширинок с цветными изразцами и карнизом под крышей с сочным валиком в виде витого жгута. Только с восточной и отчасти южной стороны собора нижние ярусы окон получили при постройке тяжелые наличники, высеченные из крупной белой плиты, с колоннами, кронштейнами и «петушьими гребешками» в завершениях.

Четырехстолпные храмы

Распорядителем общественного богатства делала горожанина грамотность. Крестьянин вез на городской рынок или на городской двор своего помещика продукты собственного труда, где их взвешивали, измеряли, фиксировали именно горожане — приказчики, приставы. Власть шла рука об руку с грамотностью, и лишенный этого важного преимущества крестьянин с веками становился крепостным. Псковская архитектура в общем сохраняла черты, наметившиеся уже во второй половине XIV века.

Фресковая роспись стен

Вкусы псковских мастеров сказывались в их любви к приему контраста и умении пользоваться им. Контраст — любимое средство народного искусства, и его можно проследить даже в старинной псковской крестьянской одежде. Покрытые рельефной резьбой тябла иконостасов, оставаясь непозолоченными (что, по-видимому, было характерно для Пскова XV века), контрастировали с совершенно гладкими, но зато горевшими ярчайшими красками рядами икон.

Палаты с планом в виде «глаголя»

Духовные Анцыпора, Семиона и Павла вряд ли были составлены представителями верхов: в них завещаются единичные объекты (пустошь, «село земли»). Завещателями в данном случае могли быть как мелкие вотчинники, так и крестьяне. В трех духовных оборот «в одерень» не применялся, и в одном случае можно предположить, почему в духовной земля передается без сопровождения формулы «в одерень». По духовной старосты Вознесенскому монастырю передается «Иванова земля» с угодьями, которая, видимо, являлась выморочной5. Староста не мог передать «в одерень» землю, которой он не владел и претензии на которую могли быть предъявлены «племенем» прежнего владельца.

Читать далее...

Очерк развития архитектуры Пскова

Однако уже XVI—XVII века исследованы не столь глубоко. Например, со времени выхода книги М. Н. Тихомирова о Псковском восстании прошло более 60 лет, и до сих пор не появилось нового монографического исследования этой проблемы. И введенные в научный оборот источники, и общепринятая методология подталкивали историков к первоочередному изучению истории народных движений. В итоге, например, применительно к Пскову XVII в. наиболее изученными оказались Смута и восстание 1650 г. , и почти совершенно не исследована повседневная жизнь псковских горожан, дворян и крестьян. История любого региона неповторима и своеобразна, однако историческое значение Пскова и его земель общепризнанно.

Церковь Михаила архангела в Городце

Термин «изорник» существовал до начала XVI в. Так, в расходной книге псковской церкви Успения с Пороменья за 1531 г. имеется следующая запись: «Дали 30 денег и 2 денги на хлеб и на рыбу и на мясо, как изорники приезжали к житнице с хлебом». В дальнейшем, однако, псковский по происхождению термин «изорник» вытесняется общерусским «крестьянин». Торговый человек — чаще всего встречающийся персонаж Псковской судной грамоты. Псков был крупным центром внутренней и международной торговли, которая велась вне пределов узкого слоя знающих друг друга людей; для обеспечения прочности сделки поруки соседей было уже недостаточно.