Портрет по фото карандашом портреты в карандаше на заказ.
Скоро обычай пировать и развлекаться в одной палате вышел из моды. Повалуши продолжали устраивать лишь не особенно богатые люди. В богатых жилых зданиях повалушу заменили три помещения: верхние сени, столовая палата с пировым столом, занимавшим почти всю ее площадь, и совершенно свободная палата, где гости после пира отдыхали и забавлялись. Как и раньше, первый и второй этажи продолжали служить для хранения имущества, а третий этаж отводился для приема гостей. Существенным усовершенствованием в устройстве палат явилось применение в окнах и дверях закладных деревянных колод, позволившее улучшить утепление и освещение каменных зданий. При палатах стали устраивать не только деревянные гульбища (располагавшиеся над крыльцами), но и каменные открытые галереи.
В середине века стали строить палаты с одной только клетью во втором этаже. Место другой клети заняла столовая палата. Палаты для развлечений заняли почти весь третий этаж.
Еще в первой половине XVII века в Пскове строили жилые здания с двумя каменными этажами. Во второй половине века этот тип здания стал преобладающим. Трехэтажные каменные палаты перестали строить. Даже богатейшие каменные здания стали гораздо меньше, а вместе с тем приобрели более уютный и приветливый вид. Над их крыльцами теперь стали устраивать светелки, входившие в состав помещений жилого деревянного этажа, а гульбища получили вид висячих открытых галереек, обходивших с трех сторон эти светелки. Вошло в обычай устраивать для гостей небольшие дополнительные палатки, куда можно было уединиться, покинув шумные палаты для развлечений. Иногда столовую и палату для увеселений стали перекрывать деревянными потолками.
Во второй половине XVII века каменное строительство начало распространяться и в среде среднего купечества. Появились самые разнообразные каменные жилые здания с двумя и с одним каменным этажом, с двумя палатами для приема гостей или же только с одной повалушей и складскими помещениями, решенными по-разному. Но всегда обязательными принадлежностями жилых зданий были крыльца при каменной части, деревянные жилые верха с «вышками» над сенями, светлицы с гульбищами над крыльцами.
Характерными для последней четверти века стали богатые палаты с крыльцами, включенными в объем здания. Интересным типом псковских богатых жилых зданий последней трети XVII века были палаты с планом в виде «глаголя» (буквы «Г») и сложной объемной композицией. Для построек последней четверти века характерно усложнение состава помещений верхнего (второго) каменного этажа. Кроме дополнительных палат для приема почетных гостей появились еще особые палаты для дневного пребывания членов семьи, для рукоделия и повседневных домашних дел.
С большим размахом применялись гульбища, выходившие зачастую чуть ли не на все стороны.
Дворы в это время стали обстраиваться кругом каменными постройками с жилыми деревянными верхами для слуг над подсобными зданиями. Наряду с описанным, к концу века в Пскове появился тип жилого здания с очень компактным, почти квадратным планом. Такой постройкой был ныне уже не существующий дом Жуковой. Над его крыльцом, выступавшим из объема палат, еще в XIX веке сохранялась светлица с гульбищем. Особенностью этих палат был каменный угловой эркер, или, как псковичи его называли, «жвыль», скопированный с немецких построек того времени. Еще более стремление русского купечества к заимствованию внешних форм культуры от заграницы отразилось на палатах Постникова — здании такого же типа, но со встроенным крыльцом. Уличный фасад двора был уснащен, по примеру немецких жилых домов, крутыми щипцами, устроенными над воротами, и торцом подсобной дворовой постройки. В этом здании жилой этаж с зимними спальнями был сложен из камня.
* * *
Исследование термина «в одерень» предполагает его анализ как социально осознанного понятия, закрепленного в специальном слове и обозначавшего правовое основание землевладения. Изучение такого понятия является составной частью более общей задачи, которая может быть сформулирована как исследование образования и внутренней организации терминологии социальных институтов по письменным источникам. Доказательность выводов в данном случае впрямую зависит от полноты источниковой базы: необходимо опираться по возможности на все употребления рассматриваемого слова. Поскольку псковские акты сохранились в количестве, недостаточном для аналитического исследования, мы привлекаем также новгородско-двинские акты, содержащие сходную терминологию.
Классификация 27 псковских грамот с употреблением формулы «в одерень» такова: 10 купчих, 6 духовных, 4 меновных, 3 раздельных, 2 данных, 1 ободная и 1 рядная (мировая запись). Все эти акты происходят из архивов 14 приходских церквей и монастырей: Спасо-Мирожского, Варлама с Запсковья, Св. Пятницы из Бродов, Успенского с Завеличья, Успенского с Полонища, Старо-Вознесенского, Духовского, Св. Николая из Смолин, Козьмы и Демьяна из Руссок, Варваринского из-за Петровских ворот, Елизарова, Георгия с Камна, Никольского Каменноградского, Псково-Печерского.
Формула «в одерень» присутствует во всех сохранившихся псковских купчих, кроме одной — купчей посадника .Максима на землю на Бойнице. Однако отсутствие клаузулы о покупке «в одерень» в данном акте может быть объяснено фрагментарностью его списка, сделанного в 1684 г. Предметом сделки в купчих являются все виды земельных владений: «земли, лес, стариска и прикреми», «село землю оромую, и хороме, и зородье, и жердье и весь запас сенные», «пожни», деревня «со всем запасом и з жердьем», «смердья земля и вода» и «пожня и прикремы и пень и колоду и полесья», «два места вода… и седенье и запас дву мест», «нива»4. Социальный статус продавцов определен лишь в одном акте — купчей Григория и Федора на землю сельских смердов в Лисьях. Социальный статус покупателей известен в двух случаях, когда покупателями были служилый литовский князь и псковский купец. О статусе контрагентов большинства грамот можно лишь догадываться.
Вторая группа актов — духовные. Из шести духовных грамот, в которых имеется формула «в одерень», три были составлены представителями социальных верхов Пскова — вдовой князя Акилиной, Никитой Ховом и Ульяной. Недвижимость, передаваемая Никитой Ховом, состояла из семи объектов, среди которых два городских двора и четыре села в разных погостах. Но «в одерень» по духовной Хова передавались лишь те села и дворы, которые оставались во владении детей завещателя. Три села передавались монастырям непосредственно или после «кормли» наследников завещателя, и в этом случае оборот «в одерень» не употреблялся. Духовные Анцыпора, Семиона и Павла вряд ли были составлены представителями верхов: в них завещаются единичные объекты (пустошь, «село земли»). Завещателями в данном случае могли быть как мелкие вотчинники, так и крестьяне. В трех духовных оборот «в одерень» не применялся, и в одном случае можно предположить, почему в духовной земля передается без сопровождения формулы «в одерень». По духовной старосты Вознесенскому монастырю передается «Иванова земля» с угодьями, которая, видимо, являлась выморочной5. Староста не мог передать «в одерень» землю, которой он не владел и претензии на которую могли быть предъявлены «племенем» прежнего владельца.