Наиболее ранним актом, содержащим этот термин, является грамота

Бывшее Подгорье

В Кобыльем Городище в 1540-х годах последовательно наместничали Н. Жеребцов, Ф. Л. Соловцов, А. И. Соловцов. Род Соловцовых, видимо, пользовался правом получения кормлений именно в уездах псковских пригородов. Так, Федор Соловцов в 1545—1546 гг. наместничал в Кобыльем Городище, а в 1552—1553 гг. получил «под Василием Сназиным» город Велье с пригородами Врев и Владимирец. Доходы, обязанности и привилегии наместников определялись в наместничьих уставных грамотах, выдававшихся посадским и сельским общинам Псковской земли в 1510 г. : «И даша князь великий свою грамоту жаловальную псковичам». Эти уставные наместничьи грамоты до нас не дошли, но их следы сохранились в писцовых книгах псковских пригородов 1585—1587 гг. Впервые фрагменты книги с упоминанием наместничьих доходов опубликовал СВ. Рождественский, однако с конца XIX в. они до сих пор не вполне исследованы18. Можно ли на основании этих кратких сведений 1580-х годов судить о системе кормлений в Псковской земле в 1510 г. ? Без сомнения, величина наместничьего корма за 75 лет, прошедших после выдачи грамот в 1510 г. , изменилась.

Читать далее...

Холм бывшего Городца

Главным аргументом в судебном процессе стала «смердья грамота» или несколько грамот, упоминаемых в акте и доказывавших права Лочко, Ивана и других «рожитчан» на спорные земли: «…аже в грамотах мох Л очков и Иванов и всех рожитчан». По вопросу об упоминаемых в акте «смердьих грамотах» в литературе существуют две точки зрения. Л. М. Марасинова считает эти акты документами, фиксировавшими какие-то предшествующие сделки с этой землей, а Ю. Г. Алексеев полагает, что они содержали перечень земель, принадлежавших общине, или описание ее межей. Думается, что документ дает основания как для первого, так и для второго суждения, и решить проблему можно лишь сравнением его с другими источниками. Важнее подчеркнуть другое: «все рожитчане», «выложившие» на процессе смердью грамоту, в акте княжеско-посадничьего суда не названы смердами18. Можно ли это обстоятельство счесть случайным следствием несовершенства в оформлении документации или такое упущение было закономерным? Термин «смерд» уже в эпоху Русской Правды не использовался как специальное наименование определенной социальной группы.

Читать далее...

Каменные палаты

Се и судебник перед вами и уставные грамоты прочтите и разсудите…»13. Первые инициативы в сфере местного самоуправления были озвучены на Земском соборе 28 февраля 1549 г. , когда царь «…уложил, что во всех городех Московские земли наместником детей боярских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и розбоя с поличным, да и грамоты свои жаловалные во все городы детем боярским послал»14. Царский судебник был принят в июне 1550 г. , и за период с февраля 1549 по июнь 1550 г. до нас дошли четыре уставных грамоты наместничьего управления. Лишь одна из них имеет точную дату — Рыльская уставная грамота 27 июня 1549 г. Двинская уставная грамота не датирована, а грамоты Устюжне Железнопольской и Пермской земле дошли до нас в составе более поздних актов (1553 и 1614 гг. ). Н. Е. Носов датировал Двинскую уставную грамоту 1549/ 1550 г. , а Г. В. Семенченко не только подтвердил его датировку, но и отнес к периоду с февраля 1549 г. по июнь 1550 г. тексты еще двух грамот — Устюжне Железнопольской и Перми Великой. Для всех этих грамот, как показал Г. В. Семенченко, характерна общая черта: «…освобождение целовальников и выборного земского дьяка от подсудности наместнику и его тиуну, кроме дел о душегубстве, разбое и татьбе с поличным. Выборные посадские и волостные люди получили ту же привилегию, которую в соответствии с решением февральского собора 1549 г. имели дети боярские…». Очевидно, тем не менее, что указанные грамоты имеют существенные различия.

Средний город

Видимо, она была краткой и лишь в самых общих чертах определяла пределы княжеского суда. Обыденная жизнь псковичей до поры до времени регулировалась обычным правом — «пошлинами», то есть обычаями, шедшими из старины. В 1397 г. на основе Правды великого князя Александра и «псковских пошлин» был создан грандиозный свод законов, подобный которому тогда имел, возможно, лишь Великий Новгород. В дальнейшем Псковская судная грамота неоднократно дополнялась новыми постановлениями: последняя редакция относится к 60-м годам XV в. Псковская судная грамота была направлена на защиту интересов рядового «псковитина», который стоял в центре внимания законодателей. Правда изображает горожанина в самых разных ситуациях: на рынке, в семье, на пиру, вводит нас в круг его интересов и мировосприятия. Образно говоря, Судная грамота — это путеводитель по средневековому Пскову. Конечно, он неполон, отражает главным образом юридические казусы, но все же попытаемся через призму Псковской Правды посмотреть, как жили псковичи.

Псков в XVIII—XX веках

Таким образом, смена терминологии могла быть обусловлена как религиозными (христианизация села), так и социальными (переход к вотчинной системе эксплуатации сельского населения) причинами. Любопытно, что смену терминологии и особенности употребления удается проследить по берестяным грамотам, относящимся к истории одного боярского рода — Онцифо-ровичей. Если приказчик Онцифора, как мы видели, называл сельских подданных смердами, то, возможно, потомки этих самых смердов, обращаясь к сыну Онцифора Юрию, именовали себя уже иначе.

Ярославские князья

Еще в 1493 г. во время военной кампании против Литвы во главе большого полка был послан с Лук на помощь новгородским войскам. В августе, ноябре 1495 г. , марте 1496 г. и в 1497 г. он был новгородским наместником. В августе 1497 г. , находясь в Новгороде, он выдал жалованную грамоту (по грамотам отца и деда) на владения Вологодского уезда. Это один из крайне редких случаев, когда владетельный князь совмещал наместническую должность с суверенными правами на другой территории.

Читать далее...

Ближайшие окрестности Пскова

Собор Снетогорского монастыря в XIV веке. Реконструкция Важнейшим свидетельством земской реформы в Пскове, осуществленной после 1549 г. , является грамота дьяку Ш. Билибину и старостам Б. Ковырину и С. Мизинову о наборе среди горожан каменщиков и посылке их в Казань. Б. Н. Флоря интерпретирует эту грамоту как свидетельство сохранения в Пскове организации «гостей», старосты которых располагали властью над посадским населением24. Рассмотрение этой грамоты в контексте с другими документами 1560— 1580-х годов не позволяет признать этот вывод справедливым: более вероятно, что «большие» старосты появились здесь в результате преобразований первой половины 1550-х годов. Исходная модель земской реформы в Псковской земле выглядит следующим образом. На первом этапе в 1549— 15 50 гг. Псков получил уставную грамоту, аналогичную Устюженской, существенно ограничивавшую власть наместников и вводившую здесь налоговое и судебное самоуправление.

Читать далее...

Протасьевичи

В своем послании 1511 г. Иосиф Волоцкий называет его боярином. В июне 1511 г. ему как исполняющему обязанности дворецкого докладывалась деловая грамота, где он тоже называется боярином, о владениях в Московском, Ярославском и Боровском уездах. С. И. Воронцов принадлежал к числу тех, кто не одобрял переход волоцкого игумена под великокняжеский патронат, поэтому некоторое время был не у дел. В 1512/13 г. Семен Иванович стоял с устюжанами «на перевозе на Кошире».

Традиции псковского ремесла

Итак, в актах, выданных судебной и исполнительной властью Пскова, под «боярином» явно понимается чиновник, который может принадлежать к аппарату либо князя, либо Господина Пскова. Употребление термина «боярин» в княжеско-вечевых грамотах и международных договорах допускает возможность альтернативных толкований. Наиболее ранним актом, содержащим этот термин, является грамота 1463—1465 гг. , направленная «от всех посадников псковских, и от бояр псковских, и от купцов, и от всего Пскова» городскому магистрату Риги. Этот стандартный оборот формуляра встречается в еще нескольких псковских внешнеполитических актах. Так, в посланиях Ивану III1477 г. и польскому королю Казимиру 1480 г. интитуляция включает в себя перечень государственных должностей и социальных статусов псковичей, от имени которых составлялись акты: «…посадники псковские, и степенные, и старые посадники, и сынове посадничьи, и бояре, и купцы, и житьи люди, весь Псков…». Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом 1503 г. перечисляет состав псковского посольства, в которое входили двое посадников, пятеро бояр, трое купеческих старост и городской писец.

Князья Стародубские

Позднее он несколько лет выполнял обязанности наместника трети Московской (март 1507 г. , декабрь 1511 г. , март 1512 г. , 1515/ 16г. ). Во второй Смоленский поход 1513 г. И. В. Ромодановский взят не был: его оставили в Москве. Сохранилась духовная грамота 1521/22 г. Ивана Васильевича, ушедшего на покой в Богоявленский монастырь. Третий из братьев Ромодановских, Семен Васильевич, в декабре 1499 г. вернулся из посольства в Крым. В декабре 1502 г. он был вторым воеводой сторожевого полка во время похода из Новгорода «в Литовскую землю».

Читать далее...

Палаты Трубинского

По духовной Павла движимое имущество («живот») и недвижимость («село земли») переходят в пожизненное владение его вдовы Федосьи. Село переходит к ней, используя терминологию других актов, «в кормлю» («пить ей и есть со отчине моей до ея живота»). Движимое имущество («живот») переходит Федосье «в одерень», но тут же выясняется, что она не может распорядиться самостоятельно «животом», который должны продать и раздать в милостыню душеприказчики Павла14. Значение термина «одерень», как нам кажется, отчасти проясняет список с ободной грамоты на земли троицкой слободы конца XV — начала XVI в. В отрывке этого акта, имеющего государственное происхождение, помимо терминов «в одерень» и «дерноватая грамота», трижды употребляется термин «дерн» («дерен»). Из ободной грамоты ясно, что в одном «ободе» с землями, пожалованными слободе, находились принадлежавшие жителям Изборской волости и псковичам частные владения (лядины, пожни и нивы), с которых «Господин Пскову… дерну не имал»15. Дерн, таким образом, приобретает в этом акте значение государственного налога или совокупности налогов, которые взимаются с государственных земель, находящихся, в частности, в пользовании слобожан.