Было конституировано двойное представительство в совете от городских концов, и число посадников увеличилось вдвое

Кончанский храм Петра и Павла с Буя

Однако единства в правящей верхушке Пскова не было. Как и в Новгороде в 1470-х годах, московскому государю удалось расколоть псковскую аристократию. Летописец сообщает: «…поехал Левонтеи посадникбити челом на посадника на Юрья на Копыла, и поехал Юрьи в Новгород противу его отвечивать и тамо тягалися». Уже из Новгорода Юрий Копыл отправил в Псков грамоту, призывая посадников в Новгород «говорите противу князя Ивана Репни», чтобы отвести обвинения от «всей земли». К великому князю отправились 9 посадников и купеческие старосты всех рядов, однако «управы» они не получили. Василий III обещал начать судебные слушания в праздник Крещения (6 января 1510 г. ), и после водосвятия псковские послы собрались на архиепископском дворе. Посадники, бояре и купцы были уведены в палаты владыки, где бояре великого князя объявили «старейших» псковичей арестованными.

Двор Русиновых

Автор «Повести о псковском взятии» считал, что у великого князя изначально была «мысль, чего ради поехал с Москвы в Великий Новгород, что емоу превратити Псков на свои пошлины». К Василию III с жалобой на наместника отправилось представительное посольство из псковичей, включавшее в свой состав двух посадников и «бояр изо всех концов». Великий князь произнес перед послами пространную речь, содержание которой передал псковский летописец: «Яз вас свою отчиноу хощу жаловати и боронити: яко же отец наш и деды наши великий князи; и что ми повествуете о наместники моем, а о своем князи Иване Михаиловичи Репни, аже толки станут на него мнози жалобы, и яз его обвиню пред вами». По всей видимости, великий князь попытался уверить псковичей в том, что верховная власть будет стоять на защите горожан, как это было в 1479 г. в случае суда между великолучанами и наместником Лыко-Оболенским. Первоначально события действительно разворачивались по такому сценарию.

Укрепления Пскова

На рубеже XIV—XV вв. в системе власти Пскова появляется новая структура — боярский совет, деятельность которого во многом подменила функции веча. Как полагает СВ. Белецкий, совет осуществлял руководство внешней политикой Пскова и пользовался печатью с изображением Богоматери на аверсе. С переходом города в 1468 г. под протекторат Москвы усиливается влияние князя и складывается равновесная система власти. Исследований института посадников в Пскове связано с изучением проблем власти и собственности в средневековом обществе. Первостепенной и давно поставленной в историографии проблемой является соотношение институтов боярства и посадничества.

Церковь Одигитрии

Над крышей возвышалась небольшая глухая декоративная главка. Таким был храм Иоанна Предтечи на Печерском подворье, развалины которого зарисовал А. А. Мартынов в середине прошлого века. Подобные постройки продолжали возводиться на Псковщине до конца XVIII века. Детальное исследование деятельности посадников осуществили Б. Б. Кафенгауз и И. О. Колосова. В общем, эти историки согласны в характеристике института посадников как олигархического и наследственного. «Посадники являлись членами высшего республиканского исполнительного органа — боярского совета»44.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Очень важна впервые появляющаяся здесь (в новгородских памятниках) замена двух окон в верхней части центральных прясел боковых фасадов одним окном — со времен Софийского собора для средних прясел было характерно размещение двух пар окон в двух уровнях; специальные исследования Г. М. Штендера выявили замену верхней пары одним окном и формирование, таким образом, пирамидальной композиции из трех окон — два внизу и одно верхнее. Две следующие постройки новгородских зодчих — Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Иоанна Предтечи на Опоках — развивают привычные приемы мастеров княжеской артели и важны в наибольшей степени как явления собственной художественной жизни Новгорода. Для нашей темы значительно важнее формы и история строительства заложенной в 1135 г. церкви Успения на Торгу. Связь строительства и посвящения церкви с памятью павших 26 января 1135 г. на Жданьей горе двух новгородских посадников — Иванка и Петрилы Микульцица является новой чертой в практике новгородского зодчества, свидетельствующей о все большем соединении христианства с мыслями и чаяниями новгородцев, именно горожан, а не князя и его окружения. Князь, столь неудачно воевавший с Суздалем, не послушавший предостережений киевского митрополита Михаила и даже задержавший его в Новгороде до 10 февраля, вынужден был, вероятно, почтить память погибших новгородцев заложением вместе с Нифонтом каменной церкви Успения Богородицы на месте деревянной, поставленной в 1133 и сгоревшей в 1134 г. Строительство, безусловно, было начато княжеской артелью. Как уже говорилось выше, завершено оно было лишь в 1144 г. , что свидетельствует о перерыве в работе на протяжении 6—7 лет.

Храм Василия на Горке

Актуальность борьбы с конокрадством объясняется легкостью кражи лошадей, которых было трудно идентифицировать даже в случае поимки воров. Не случайно в недавно обнаруженной в Таллинне грамоте князя Ярослава и псковских посадников 1486/1487 г. речь идет как раз об украденных лошадях, конфликт из-за которых обсуждался на высшем государственном уровне. Прочие уголовные деяния наказывались довольно мягко и преимуществецно денежными штрафами. Как считает Ю. Г. Алексеев, в Пскове в качестве кодекса законов об убийстве использовались известные статьи Пространной редакции Русской Правды. Этим обстоятельством объясняется факт, что тема убийства как таковая остается вне рамок вечевого законодательства.

Читать далее...

Традиции псковского ремесла

Так, в посланиях Ивану III1477 г. и польскому королю Казимиру 1480 г. интитуляция включает в себя перечень государственных должностей и социальных статусов псковичей, от имени которых составлялись акты: «…посадники псковские, и степенные, и старые посадники, и сынове посадничьи, и бояре, и купцы, и житьи люди, весь Псков…». Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом 1503 г. перечисляет состав псковского посольства, в которое входили двое посадников, пятеро бояр, трое купеческих старост и городской писец. В отличие от этого акта в договоре 1509 г. под «боярами» понимаются исключительно выборные или назначенные должностные лица: «…послы псковские посадники Михайло Юрьевич Ледов, Александр Степанович Киверников, Григорей Яковлевич Котлов, да бояре псковские Иван Харитонович Пученкин староста купецкий, и владычнь наместник Василей Игнатьевич Галкин, Алексей Михайлович старой дияк городцкой и Яков Ермолин староста гостевной и городской дияк Захарья».

Читать далее...