Попали в литовский плен

Каменные амбары и лавки

В Новгороде, подобно Пскову, «в одерень» покупали городские дворы, как это сделал Максим Фалелеев во второй четверти XV в. Наиболее поздний акт с упоминанием оборота «в одерень», относящийся к собственно новгородским (будущим пятинным) землям, датируется 60—70-ми годами XV в. Двинские акты, в которых употребляется оборот «в одерень», являются наиболее крупным документальным комплексом эпохи независимости Новгорода, насчитывающим более 140 купчих, духовных, данных и рядных грамот. Самый ранний двинской акт датирован концом XIV в. Именно двинские грамоты позволяют проверить некоторые гипотезы, касающиеся оборота «в одерень». А. И. Копанев писал о том, что формулы купчих «в одерень» и «впрок без выкупа» свидетельствует «о неограниченных правах нового владельца на приобретенную землю». Отождествив оборот «в одерень» с формулой «впрок без выкупа» из купчих Северо-Восточной Руси, В. Ф. Андреев также пришел к выводу о «незыблемости владения купленной недвижимостью», гарантированной «дерноватыми» грамотами. Единичные акты, тем не менее, свидетельствуют о реальной возможности родового выкупа проданной «в одерень» вотчины. В 50-х годах XV в. Андрон Леонтьевич выкупил тоню на берегу Белого моря — «отцину свою… из дерну и з дерною грамотою». Любопытно, что в заключении выкупной грамоты стоит клаузула, традиционная для купчих: «А выкупил собе и своим детем одерень».

Храм Василия на Горке

Нормы уголовного права были предельно жесткими, особенно сурово наказывалось воровство. К вору, совершившему преступление в первый раз и даже повторившему его, закон относился лояльно: вора предписывалось «казнити по его вине», то есть наказать согласно совершенному преступлению, заставив возместить ущерб потерпевшему. Но если человек совершал преступление в третий раз, предполагалось, что он неисправим, и закон предусматривал лишить его жизни: «живота ему не дати». Псковская судная грамота сделала громадный шаг вперед в понимании государственного преступления.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

И тогда псковичи строили укрепления в городе, ставили крепости в пригородах, возводили храмы. Псков первым среди русских городов начал создавать систему каменных стен, она стала самой грандиозной на Руси и потребовала колоссальных усилий для ее развития и поддержания. Длина укреплений города со временем достигла 9 км. Если произведенные И. Ф. Годовиковым подсчеты трудоемкости распределить равномерно, то мы должны представить себе каждодневную работу 65 человек (и 10 лошадей) изо дня в день, без всякого перерыва — и так на Протяжении двух с половиной столетий. В середине и второй половине XIII в. история Пскова полна такого напряжения, военного противостояния, что даже церкви ставятся в память военных побед. Собственно, мы знаем о трех — и все связаны с легендарной для Пскова эпохой успехов и торжества, Княжением Довмонта, великой отвагой и малым числом дружины совершавшего чудеса на бранном поле.

Место торга

Расположение Пскова на основной транспортной артерии края и естественная защищенность его Крома способствовали превращению Пскова в центр развития ремесла и торговли, а затем в стольный город псковского княжества. После нападения на Псков полоцкого князя Рог-волда, то есть после 977 года, укрепления Крома, вероятно, были значительно усилены. За ними разместился двор первого псковского князя Судислава, княжившего с 988 по 1036 год, а близ княжего двора, надо полагать, расселилась княжеская дружина. Может быть, именно с этого времени укрепление на Кромской горе стало называться Детинцем.

Псков. Великорецкая равнина

Псков был одним из крупнейших городов Русского государства с развитым ремесленным производством и разветвленными торговыми связями. Местные каменщики, литейщики, иконники работали не только для Пскова, но и выполняли заказы других русских городов. Расширение торговых связей привело к возникновению в Пскове многочисленных гостиных, заезжих дворов и торговых рядов. Постоянная опасность со стороны немецких, литовских и польских феодалов требовала дальнейшего укрепления города. В XVI в. после завершения постройки стены вокруг Окольного города Псков оказался окружен каменным с несколькими десятками башен поясом протяжением около 10 км. Эти укрепления по размерам и мощи не имели в то время себе равных на Руси.

Читать далее...

Потомки Редеги

Следующий брат, Дмитрий Васильевич Бобр, еще в 1446 г. вместе с Ощерой и князьями Ряполовскими были в одной «мысли», организуя движение в пользу Василия П. Когда при Василии II отложилась Вятка, Д. В. Бобр «ис Казани на Вятку пошол, да Вятку взял». За это великий князь дал ему Нижний Новгород в кормление. Около 1462—1472 гг. кн. Юрий Васильевич выдал жалованную грамоту на его земли Дмитровского уезда. В 1463 г. он выдал Д. В. Бобру новую грамоту на владения, купленные у его тестя В. Д. Ермолина. Около 1470—1500 гг. и в 1507 г. его сын Иван (постельничий Василия III) покупал земли у своего брата Василия Дурака. Согласно семейному родословцу, И. Д. Бобров «был постельничей с судом з боярским и в думе был. Ах постельничему пути была за ним волость Ухра с мыты в путь».

Троицкий собор в Детинце

Топографию Пскова эпохи независимости исчерпывающе изучила И. К. Лабутина1. По мере роста города его наиболее древняя, укрепленная часть стала выполнять функции Кремля (Крома) — см. карту 2. За крепостными стенами рос посад, отдельные участки которого постепенно охватывались новыми укреплениями.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Для псковичей и в эту эпоху, и позднее возведение любой крепости было неотделимо от строительства в ней церкви. Небесный патрон храма становился всегда защитником и покровителем крепости, при всех столкновениях он упоминается как источник помощи и победы. В 1342 г. немцы подходят к Изборску, «хотяше пленити Дом святаго Николы». При такой интонации мы можем быть уверены в создании Никольской церкви одновременно с крепостью в 1330 г. , хотя и не знаем, была ли она каменной или деревянной. 2 августа 1342 г. князь Юрий Витовтович заперся в изборской крепости, а третьего августа ее окружили немцы, «воду отьяша от изборян».

Гридницы

Роль кончанских, сотских и уличанских организаций, объединявших жителей концов, сотен и улиц города, к этому времени стала весьма важной. Жители концов и улиц сообща строили и ремонтировали мосты, укрепления и лавицы, мостили улицы, содержали общественные житницы и амбары на Крому и т. д. В ведении концов была охрана города, его благоустройство, забота об укреплениях, сбор налогов, содержание князя и должностных лиц, набор и снаряжение войска, снабжение его всем необходимым, управление пригородами, словом — вся жизнь города и земли. Дела объединений горожан — сотенных, уличанских, кончанских — решались на общих собраниях соседей. Концы, улицы и сотни устраивали не только свои веча, но и общие праздники, братчины и пиры.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Основанием для такого хронологического определения служит его оценка памятника как самого упрошенного в группе. Определяя общее развитие псковской архитектуры как поступательное, автор, следуя идее неизменного прогресса, располагает памятники по степени накопления приемов, продвижения к более качественным образцам следующим образом: Кобылье городище — Красные Пруды — Верхний Мост — церковь Георгия со Взвоза. Конечно, очень соблазнительно иметь возможность все выстраивать по линии постепенного усложнения и улучшения, однако, Во-первых, историческое развитие совершенно не обязано подчиняться этой логике в каждый короткий промежуток времени, и, во-вторых, сами оценки, что более, а что менее качественно и развито, всегда субъективны.

Читать далее...

Покровская башня

Лихих людей допускалось убивать во время погони. Пойманных разбойников пытали в «суднице» на княжеском дворе и, получив доказательства их вины, били кнутом и казнили. При допросе составлялся протокол, в котором излагались преступления, совершенные лихими людьми, фиксировались их показания, и составлялся список казненных. Имущество преступников конфисковывали и передавали по искам потерпевшим. Губная реформа не только способствовала подавлению преступности, но и сделала борьбу с нею земским, мирским делом. Как свидетельствует летописец, псковичи страдали и от лихих людей, но и от «поклепец» — необоснованных обвинений в содействии преступникам.