Исток этой композиции автор по-прежнему видит в памятниках Новгорода и Пскова XIV

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Говоря об особенностях псковских построек, В. А. Прохоров останавливается на архитектуре звонниц, — над храмами, притворами и отдельно стоящих. Конец XIX в. ознаменовался пристальным вниманием к псковскому искусству архитекторов, занявшихся изучением древнерусского зодчества. Как явствует из заглавия небольшого монографического очерка В. В. Суслова «Материалы к истории древней новгородско-псковской архитектуры, автор рассматривает это искусство как единое целое. Он отчетливо формулирует данный тезис, отводя, как обычно, Пскову вторую роль: «Псков, как младший брат Новгорода, жил одною и той же жизнию и дальше Новгорода не шел. все памятники зодчества Псковской области могут идти подсказом к характеристике целого стиля Новгородско-Псковской архитектуры». Искусство это автор оценивает невысоко — «зодчество этого края не заслуживает большого внимания в художественном отношении» — и интересуется им лишь как зачатком самобытной архитектуры XVI—XVII столетий. Однако теоретическая предвзятость автора не помешала ему выявить много интересного и нового при описании памятников. Установив надложенность угловых ячеек собора Мирожского монастыря, он выделил его тип как равноконечно-крестовый, отметил связанное с этим самое раннее понижение высоты боковых апсид; он указал также на упрощенность форм, отсутствие украшений и приземистость пропорций.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Общее число церквей достигает 16, а еще недавно их было не больше 10. Кропотливое изучение материала позволило В. В. Седову передатировать ряд памятников и ввести их в линию общей художественной эволюции. Первая же постройка, церковь Успения в Мелетове (1461—1462), является памятником огромного значения в истории псковской архитектуры, к тому же она хорошо сохранилась и реставрирована. Надпись на портале сообщает нам, что заказчиками ее выступали знатные псковичи, в том числе упоминаемый и в летописи в год начала строительства посадник Яков Иванович Кротов.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Церковь имеет повышенные подпружные арки с довольно значительной ступенью подъема, примерно 1,2 м, при пролете арок в 3 м это весьма крупная и ясная форма. Арки примерно равны сводам по глубине и не имеют каких-либо отличающих членений, поэтому образующаяся система воспринимается как система ступенчатых сводов, арки как отдельная и обособленная форма исчезают в общем движении и распространении сводов. Высота барабана примерно равна его внешнему диаметру. Снаружи композиция собора во многом напоминает вид, который приобрел Троицкий собор к 1689 г. Правда, все равно в облике этих памятников заметны весьма существенные различия, связанные главным образом с уменьшением роли структурных, формообразующих элементов. Энергичные вертикали многообломных лопаток заменились широкими плоскими лопатками, вместо упругого движения крупной арки средней закомары появились ползучие арочки без четкой образующей линии. Угловые лопатки соседних фасадов слиплись, слились в одну форму, лишь на северо-восточных углах храма и алтаря они, как обычно, разделены.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Но даже эти не слишком эстетические качества считаются побочным результатом чисто строительной деятельности — лишь «ответом на новые практические задачи», художественное начало как бы отсутствует, ибо оно «в основном механически вытекало» из Более образно определяется облик Мирожского собора, где подчеркивается меньшая строгость, большие интимность и живописность, нежели в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, свои краткие определения автор не развивает. Указанные достаточно произвольные эпитеты не только не претендуют на какую-либо связную характеристику памятников Пскова XII в. , но и отражают прямое отрицание П. Н. Максимовым наличия собственной традиции, общих оригинальных черт в архитектуре Пскова этого времени — «в псковских постройках XII в. нет еще каких-либо специфических псковских особенностей». В датировках псковских памятников XIV — середины XV в. П. Н. Максимов следует уже установившемуся ряду: собор Снето-горского монастыря 1311 г. , Троицкий собор 1365—1367 гг. , церковь Василия на Горке 1413 г. Ситуация достигает почти не разрешаемой сложности извлечения информации о развитии псковской архитектуры в это время, ибо собор Снетогорского монастыря по-прежнему (и справедливо) определяется как своеобразная копия Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Троицкий собор не сохранился и характеризуется лишь на основании предположений, а церковь Василия на Горке, как станет ясно из появившейся вскоре статьи Ю. П. Спегальского, необходимо будет передатировать началом XVI в. Вся характеристика зодчества Пскова периода формирования его самостоятельных черт оказывается, таким образом, компиляцией приемов и форм позднейших памятников с предположениями. Композиционно автор объявляет ведущим тип храма Василия на Горке, отмечая, что его алтарная трехапсидная часть стала образцом, а употребленные в нем ступенчатые повышенные арки (вслед за Троицким собором) появились во Пскове одновременно с Москвой, но не были связаны с решительными изменениями во внешнем облике зданий. Для характеристики облика храмов XIV—XV вв. и движения творческой мысли П. Н. Максимов широко привлекает памятники конца XV—XVI столетия.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Поэтому, прежде чем мы сможем перейти к анализу собственно архитектурного материала, необходимо обозначить круг памятников, могущих быть рассмотренными для характеристики данного периода. Собственно, речь идет только о памятниках Довмонтова города, начало выявлению которых было положено раскопками С. А. Таракановой и Г. П. Гроздилова после 1945 г. Работы продолжил В. Д. Белецкий, исследования которого составили эпоху в изучении этих храмов и заставили пересмотреть определение и датировку практически всех построек. Первым памятником рассматриваемого периода безусловно является Троицкий собор 1367 г. , известный нам по плану и фасаду, выполненным в конце XVII в. Наиболее сохранившимися из последующих построек являются три церкви на восточной стороне Довмонтова города, определенные В. Д. Белецким как церкви Сошествия Св. Духа, Покрова и Рождества Христова, они датированы им соответственно 1383, 1352 и 1388 гг. И. К. Лабутина считает храм № 10 церковью Николы с Гребли и поэтому иначе определяет «датирует остальные руины. В. В. Седов соглашается с атрибуцией В. Д. Белецкого, но церкви Рождества и Сошествия Св.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Собор занимает в псковской архитектуре скорее особое, нежели основополагающее место, он ведь не был кафедральным в полном смысле слова, ибо в Пскове не было своего епископа. Исходя из подобной ситуации, можно думать о реальности предложенных выше размеров Троицкого собора. Ни стены, ни башни, ни церкви Пскова XIV—XV вв. не претендовали на грандиозность; единственное место, где парадную торжественность и мощь требовалось подчеркивать, были все время перестраивающиеся перси со звонницей на них. Остальные памятники Пскова второй половины XIV в. демонстрируют разнообразие одновременно употребляющихся плановых решений алтарей и форм опор. Четырехстолпные, они могут иметь или одну апсиду, или апсиду в обрамлении прямоугольных выступов, или три апсиды. Видимо, пора отказаться для псковской архитектуры от эволюционных теорий по типологическим основаниям и считать все типы равно употребляемыми в практике церковной жизни и строительства, так будет и позже, во второй половине XV в. Из трех названных вариантов новый и оригинально псковский образуется апсидой в обрамлении прямоугольных выступов.

Ближайшие окрестности Пскова

В акте отмечены насилия соседей в отношении монастырских крестьян, которых «обидят, и хлеб деи у них по пашням травят, и лес деи у них секут сильно, и всяким деи их дасильством обидят, и в том деи у них деревни запустели, и крестьяне деи у них розослися, а от сторон деи у них беречи некому». Цитированная указная грамота имеет прямую аналогию с грамотой ярославскому городовому приказчику 1538 г. и позволяет утверждать об имевшем место на Северо-Западе возрастании роли этих должностных лиц после губных реформ 1530-х годов. Среди памятников, сохранившихся в окрестностях Пскова, особенно замечательны остатки Снетогорского монастыря. В ряду монастырей и погостов, украсивших берега Великой от Псковского озера до города, Снетогорский монастырь отличался особенно красивым местоположением, был самым крупным и самым древним (его основали уже в XIII веке). К нашему времени от его старинных зданий оставались: Рождественский собор, построенный в 1310 году и вскоре расписанный фресками, трапезные палаты с церковью Николы при них, построенные в 1518 году, храм Вознесения с колокольней над ним — памятник начала XVIII века и «святые врата» монастыря со сторожкой, относящиеся к концу XVII века.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Она оказалась очень важной и для этого исследования. В очерке И. И. Василева содержится также материал по слободам и посадам в окрестностях 'Пскова, по их древностям, очерк снабжен именным и предметным указателями, списком существующих и несохранившихся церквей, планами, в том числе и реконструкцией плана расположения памятников Пскова XVI в. Впервые в подобной публикации появляется раздел, посвященный архитектуре псковских церквей. Здесь соединились традиции историко-краеведческой деятельности и постепенного развития опыта историко-архитектурных суждений. При всей любви к отечественной истории и народовластию Пскова общественный вкус поначалу не обнаруживал понимания художественных ценностей средневековья. Прошлое казалось скудным и неподвижным, сохранившиеся постройки, с точки зрения культурного человека нового времени,—непонятными и примитивными.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Указанные черты настолько отличны от облика Ильинской церкви, что кажутся несовместимыми с работой одной артели. Церковь в Новой Уситве никак не может быть названа произведением артистическим, созданным по аристократической программе «изящных философов». Что касается ее датировки, то особенности фасадной композиции, массовое употребление голосников не позволяют датировать ее раньше середины 1490-х годов. Правда, надо постоянно помнить, что безупречных критериев датировки в псковской архитектуре пока все же не существует, поэтому и наши хронологические взаиморасположения памятников остаются гипотетическими. Для линии церкви Георгия со Взвоза В. В. Седов указывает на три постройки — церковь Николая в погосте Верхний Мост, церковь Николая в погосте Красные Пруды и церковь Архангелов Михаила и Гавриила в Кобыльем городище.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Ко времени до 1510 г. он определенно относит, кроме вышеназванных, еще церковь Никиты Гусятника, датируя ее летописным известием о строительстве храма в 1470 г. Не останавливаясь специально, общим замечанием он относит к XV в. придел церкви Михаила Архангела с Городца, церкви Николы Каменноградского (дата — XV—XVI вв. ) и Петра и Паяла в Сереткином монастыре (дата XV—XVI вв. ). Много интересных параллелей формам псковских памятников было обнаружено В. В. Седовым в архитектуре Балкан XIV—XVI столетий. К сожалению, пока кажется невозможно включить весь этот материал в рассмотрение псковской архитектуры до 1510 г. В церкви Николы Каменноградского устройство подклета, упрощенность наружной декорации, особенно сокращение набора поясков в завершении барабана, форма окон и их обрамлений, широкое употребление голосников свидетельствуют о принадлежности памятника к развитому искусству XVI в. Для необыкновенно интересной, оригинальной системы перекрытий церкви Петра и Павла Сереткина монастыря трудно выделить датирующие признаки, обильное употребление голосников в люнетах, во всяком случае, мешает ее определению как памятника XV в. Некоторая монотонность расчленения фасадов вместе с полной приближенностью аркатурного пояска главы к линии кровли могут служить аргументами для ее датировки второй четверти XVI в. Очень трудно, особенно в связи с разрушением памятника, оценить первоначальность форм сохранявшейся до войны Никитской церкви (разрушена в 1944 г. ).

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В связи с этим на Богоявленской церкви окна кажутся маленькими и опущенными вниз. На самом деле их высота нормативна, около 1,5 м. Но из-за больших размеров главы окна, подходившие по размеру на памятниках меньшего масштаба, здесь оказались в ином соотношении с целым. На последующих крупных памятниках XVI в. (церковь Успения с Променья, Собор Елезаровского монастыря) сочетание форм будет скорректировано. Этапное значение Богоявленской церкви бесспорно. Однако, как бы ни оценивать меру ее художественной исключительности все же не подлежит никакому сомнению ее принадлежность тому же стилистическому и духовному движению, с которым связаны также и Георгиевская, и Варлаамовская церкви. В последнее время появились очень интересные статьи В. В. Седова, поднимающие по отношению к рассматриваемым памятникам такие вопросы, которые пока никто не осмеливался формулировать.