При более крупных размерах храма основные арки делали в две ступени каждую

Псковская архитектура XII в.

Столбы обоих храмов толще стен и арок (кроме нижних круглых частей западных столбов), Положенные в уровни пола хор каменные плиты образуют в западных столбах переход к верхним квадратным частям, в западных подкупольных столбах плиты положены и в основание подпружных арок. Большие и малые арки начинаются на одном уровне. Центральные подпружные арки имеют полуциркульные очертания, им следуют своды рукавов креста. Из-за этого рождается ощущение, которое было свойственно новгородским памятникам (в отличие от киевских),— что малые арки имеют общие пяти с центральными сводами и поэтому как бы врезаются в них. Конечно, на самом деле своды начинаются над малыми арками и, будучи ограниченными в своем подъеме движением концентричных с ними подпружных арок, принимают пониженные очертания. Подобные, традиционные для новгородской архитектуры приемы, порожденные техническими приемами кладки сводов (когда подпружные арки используются как кружала для досок опалубки), говорят о преобладании ремесла над артистизмом в зрительном построении формы.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Этому мотиву суждена будет долгая жизнь, но он затем будет уже трактоваться как пятилопастная кривая. Здесь же ясно виден генезис — из трехарочной кривой, путем добавки среднего элемента; очертания вписанной двухуступчатой ниши как бы свидетельствуют о прежней линии арки. Стремление к лишению центра крупного масштаба, доминирования, внесение неожиданно «карликовой» формы говорит о появлении усложненного, даже несколько прихотливого вкуса, об отказе имитации структурности, о поисках декоративного эффекта. Эта маленькая арочка — антипод вкуса к грандиозному и официальному, с середины 1490-х годов он широко распространяется в псковском строительстве.

Средний город

Но в левом корпусе ни размеры, ни рисунок проемов не соответствуют первоначальным. Старые окна были вдвое больше, проемы открытых лавок были ниже, арки их имели иное очертание, более близкое к полуциркульному. Правый же корпус здания перед сломкой остался не исследованным, и его первоначальный вид — совершенно не выясненным.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Вероятно, что в них на плоских перекрытиях существовали своеобразные тайники, в верхнем пространстве диаконника есть и углубления, создающие уступ для опоры перекрытия. Рукава креста в уровне хор обрисованы по преимуществу глухими поверхностями стен. Лишь в боковых сторонах западного рукава около западной стены прорезаны узкие арочные проходы, с северной стороны стена дополнительно прорезана необычным прямоугольным проемом палатки. Обычно малые арки и конха апсиды завершаются на одинаковом уровне. Здесь малых арок практически нет, но конха, как обычно, выходит в уровень начала сводов над угловыми частями, среди которых западные, как более широкие, поднимаются выше восточных (снаружи это почти замаскировано системой 16-скатного завершения). От уровня завершения сводов над западными ячейками поднимаются своды рукавов креста; как уже говорилось, этот уровень равен удвоенной высоте хор, оба эти уровня отмечены связями.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

С нашей точки зрения, эти формы, как степень структурной раскрытости интерьера, не позволяют датировать памятник ранее церкви Богоявления. Особенностью церкви является отсутствие выделенных подпружных арок. Вполне возможно, что это связано с сознательным выбором зодчими определенного композиционного типа, но можно, однако, добавить, что сами размеры были тому дополнительной причиной: пониженные арки затесняли бы интерьер, противоречили бы его прозрачности, а повышенные преувеличили бы вертикальное движение, да и сам шаг арок был бы слишком дробным. В целом интерьер Ильинской церкви производит легкое, прозрачное, оживленное ритмом некрупных поверхностей впечатление.