Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В восточных углах, над диаконником и жертвенником, поднимаются на высоту 4 м очень узкие и глухие пространства, почти до высоты западных ячеек, около 6,5 м от пола храма. Вероятно, что в них на плоских перекрытиях существовали своеобразные тайники, в верхнем пространстве диаконника есть и углубления, создающие уступ для опоры перекрытия.

Рукава креста в уровне хор обрисованы по преимуществу глухими поверхностями стен. Лишь в боковых сторонах западного рукава около западной стены прорезаны узкие арочные проходы, с северной стороны стена дополнительно прорезана необычным прямоугольным проемом палатки. Обычно малые арки и конха апсиды завершаются на одинаковом уровне. Здесь малых арок практически нет, но конха, как обычно, выходит в уровень начала сводов над угловыми частями, среди которых западные, как более широкие, поднимаются выше восточных (снаружи это почти замаскировано системой 16-скатного завершения). От уровня завершения сводов над западными ячейками поднимаются своды рукавов креста; как уже говорилось, этот уровень равен удвоенной высоте хор, оба эти уровня отмечены связями.

Церковь имеет повышенные подпружные арки с довольно значительной ступенью подъема, примерно 1,2 м, при пролете арок в 3 м это весьма крупная и ясная форма. Арки примерно равны сводам по глубине и не имеют каких-либо отличающих членений, поэтому образующаяся система воспринимается как система ступенчатых сводов, арки как отдельная и обособленная форма исчезают в общем движении и распространении сводов. Высота барабана примерно равна его внешнему диаметру.

Снаружи композиция собора во многом напоминает вид, который приобрел Троицкий собор к 1689 г. Правда, все равно в облике этих памятников заметны весьма существенные различия, связанные главным образом с уменьшением роли структурных, формообразующих элементов. Энергичные вертикали многообломных лопаток заменились широкими плоскими лопатками, вместо упругого движения крупной арки средней закомары появились ползучие арочки без четкой образующей линии. Угловые лопатки соседних фасадов слиплись, слились в одну форму, лишь на северо-восточных углах храма и алтаря они, как обычно, разделены.

Окна в храме чрезвычайно немногочисленны — узкие проемы в верхней зоне центральных прясел каждого фасада, окна — щели, освещающие придел. Неожиданно появление в центре на боковых фасадах пар арочных окон в арочных нишах. Мы не знаем больше ни одного псковского памятника с подобным расположением окон. Сам по себе этот мотив — новгородского происхождения, берущий начало от Софийского собора и широко распространенный в XII—XV вв. Подобную композицию — два окна в арочных нишах, полукруглые бровки с поребриком над ними и одно окно в верхней части прясла — мы можем найти на фасадах церкви Власия в Новгороде 1407 г., отдельные мотивы — на церкви Дмитрия Со-лунского, почти одновременной мелетовской (1463 г.). Кажется, что появление таких мотивов в Мелетове связано с близким соседством с новгородскими землями.

Вообще-то все декоративные элементы здесь: бровки, аркатурные пояски, поребрик — новгородского происхождения, мы их знаем там с ХШ столетия, с середины XIV в. появляется бегунец. В мелетовской церкви полукруглые бровки завершают окна барабана, это последний пример, в последующих памятниках все бровки будут обычно щипцовыми. В верхней зоне барабана помещен становящийся классическим для Пскова набор декоративных элементов: бегунец между двумя лентами поребрика (частый ритм их элементов никак не согласован) и над ними пояс декоративных арочек. От установившихся форм конца XV—XVI столетия эта композиция еще отличается трактовкой арочного пояска, что свидетельствует о периоде становления формы. Арочки довольно широки, они примерно соответствуют пяти элементам поребрика (затем устойчиво — трем), и они имеют два уступа (впоследствии двухуступчатые крошечные арочные нишки вписываются в одноуступчатый арочный пояс, сливаются с ним). Декорация во многом близка встречаемой в это время в Новгороде — церковь Дмитрия Солунского.

На боковых прямоугольных алтарных объемах декоративная лента состоит лишь из двух поясков — бегунец и поребрик. Окна апсиды, как и окна барабана и пары окон на боковых фасадах, помещены в арочные нишки, становящиеся в завершении двухуступчатыми на апсиде и северном фасаде, этот мотив как бы заменяет бровки. Самое замечательное в мелетовском храме — это его интерьер. В нижней сумрачной зоне четко выявленные столбы дают опору конструкции и композиционному ритму. Темные угловые помещения, практически лишенные света, вносят в интерьер тревожный оттенок. Глухие стены второго яруса скрывают устройство угловых компартиментов, восточные и на самом деле являются недоступными и невидимыми вертикальными колодцами, в западных ритм проемов непредсказуем. Если придел открыт обычной узкой аркой прохода, то северо-западная ячейка кроме того же проема неожиданно получает дополнительный прямоугольный проем, выявляющий наличие в этом компартименте второго помещения. Индивидуальность устройства угловых частей несомненна. Храм оказывается состоящим из зон разного характера и устройства.

Те же глухие стены ясно обрисовывают рукава креста, делают ощутимой центральную композиционную ячейку, которая к тому же оказывается достаточно освещенной парами окон северной и южной стен. Но при этом композиция все же не имеет явного доминирующего центра, несмотря на крестообразный характер. Подкупольный квадрат по величине либо почти равен рукавам креста (боковым), либо даже уступает им (восточному и западному). Сами эти пространственные зоны — центр и рукава креста — кажутся скорее существующими вместе и рядом, нежели едиными и слитыми.

Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.