Памятник сохранил очень многое из своей старой основы, а также некоторые детали, заслуживающие внимания

Архитектура первой половины XIV в.

Рассмотрение всех трех дает, скорее всего, отрицательные ответы. Ступенчатых сводов не было в Пскове, единственный памятник, в котором можно было бы предположить их существование,— Троицкий собор, но его безусловная принадлежность смоленской традиции, в которой мы не знаем ступенчатых сводов, делает это маловероятным. Почти одновременный памятник — Никольская церковь в Изборске — имеет пониженные подпружные арки. Применение ступенчатых сводов в московской архитектуре этого времени является лишь гипотезой, хотя и достаточно вероятной, судя по формам памятников начала XV в. Однако в эту эпоху Москва имеет малое значение для Пскова, в поисках помощи псковичи обращаются либо к Новгороду, либо к литовским князьям. Кроме того, как раз в эту эпоху псковичи совершают мужественный и достойный поступок, который, однако, противопоставил их почти всем русским землям во главе с Москвой,— они не только дали приют тверскому князю Александру Михаиловичу, избившему татарское посольство в Твери, но и сделали его своим князем с 1327 по 1337 г. с небольшим перерывом.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Характеристика собора Мирожского монастыря вполне совпадает с точкой зрения В. В. Суслова, надо только отметить восхищение А. М. Павлинова первоначальным обликом реконструируемого памятника: «храм. получает в своих массах столь законченный вид и такую стройность пропорций, что трудно к ним что-либо убавить Обращаясь к собору Ивановского монастыря (датировка — 1240 г. ) и собору Снетогорского монастыря, автор указывает на их близость памятникам XII в. , причем, высказываясь в пользу закомарного завершения фасадов собора Иоанна Предтечи, он указывает и на близость его кладки новгородским храмам начала XII в. Возвращаясь к мнению о предназначенности малых глав для освещения хор, он в отличие от В. В. Суслова не соглашается с этим, ибо считает отсутствие окон в барабанах глав изначальным. Все аналогии псковских соборов с постройками XII в. он почитает сознательным подражанием и трактует их как «сколки» с церквей XII в. В соответствии с уже существующей точкой зрения А. М. Павлинов для периода XIV—XV столетий считает характерным тип храма с восьмискатным завершением фасадов, указывая, что в Пскове с ним соединяется трехапсидное построение алтаря — церкви Богоявления и Успения, обе с датой 1444 г. , церковь Георгия 1494 г. Он также считает ступенчатость сводов формой, возникшей в Пскове (церкви Михаила Архангела, Успения) и отсюда разнесенной псковичами по Руси. Интересно, что А. М. Павлинов, хотя и без каких-то особых аргументов, уже не желает трактовать памятники Новгорода и Пскова лишь как переходные на пути к настоящему расцвету искусства в московский период, в XVI—XVII вв. : «к лучшему расцвету новгородско-псковской архитектуры следует отнести именно памятники XIV—XV века, а не памятники XVI—XVII веков, когда самостоятельность братства уничтожается Москвой».

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Церковь Архангелов Михаила и Гавриила дает уникальный пример свободного владения одними и теми же мастерами двумя способами образования фасадных композиций — один как бы связан с Богоявленской, а другой — с Георгиевской церквами. Это лишний раз свидетельствует о единстве архитектурной традиции, ее однородности. Свободное владение обоими приемами, скорее всего, убеждает в достаточно поздней датировке памятника. Он никак не может быть первым в выделенной В. В. Седовым группе, наиболее приемлемой является его датировка концом XV или первыми годами XVI в. Рассмотренные памятники исчерпывают типологические варианты псковского искусства конца XV в. , которые в отдельных образцах будут встречаться и в дальнейшем. Но в XVI в. церкви со ступенчатыми сводами уже, несомненно, становятся ведущими и преобладающими, в них происходит дальнейшее развитие форм и приемов, найденных в Богоявленской церкви.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Новая эпоха интуитивно стремилась лишить храмы их основного назначения и смысла даже на теоретическом уровне, на практике захламляя их и разрушая. Примитивизация мышления, сведение идеального к материальному привели к падению интереса не только к церковной, функциональной предназначенности форм, но и к их художественной образной выразительности. Не случайно, что даже для К. К. Романова при всей его любви к псковской архитектуре памятники оказываются важны скорее как опоры эволюционных линий; об их живой выразительности, которой так были пронизаны высказывания П. П. Покрышкина, И. 3. Грабаря, Н. Ф. Окулича-Казарина, здесь трагические военные годы не оказались для Пскова столь жестокими, как это случилось в Новгороде.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Это приводило к совсем иной выразительности среднего пространства и главы и снаружи, и внутри. Характерное для столичной византийской традиции и русских памятников XI — начала XII в. доминирование центра сменялось более дробными и как бы равномерно слагаемыми формами. Вторая система соотношений, впервые примененная в Новгороде при возведении Успенской церкви, с уменьшением размера церквей часто встречается в памятниках Новгорода последней четверти XII в. , многие из которых при почти одинаковых размерах центральных квадратов различаются лишь положением боковых стен — по двум указанным выше вариантам. Обратимся теперь к периоду перерыва строительства в Новгороде, к 1136—1144 г. Церковь Успения была примером совместного строительства Нифонта и Всеволода Мстиславича.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

При этом он, зная, что заказчиками таких церквей выступают практически вес слои населения, вынужден определить социальную природу заказа весьма сложным образом, как «боярско-демократическую», что не может не вызвать ощущения искусственности и размытости дефиниций. Автор обозначает памятники как канонические, но именно это лишает их в глазах В. В. Седова интеллектуальной содержательности, творческой полноты. Образцами более изощренного и высокого искусства автор считает памятники типа церкви Георгия со Взвоза. Их стиль он определяет как артистический, изящный, пластически уверенный. Подобное понимание формы трактуется как целенаправленная выразительность, как плод специальной идейной программы, порождение аристократической и интеллектуальной традиции.

Псковская архитектура XII в.

Хоть форма столбов четко расчленяет план на помещение для молящихся (в двумя парами западных столбов) й алтарь (с преградой по линии восточных столбов), все же здесь существует равенство, естественно получавшееся в прошлом и очень важное, как представляется — исходное, при разбивке планов в будущем. Расстояние от западных столбов (т. е. от нартекса, как бы от обычной западной границы наоса) до апсид (по линии восточных граней межапсидных проходов), т. е. длина наоса, точно равно его ширине. В интерьере собора, вслед за мирожским образцом, лопатки на стенах отсутствуют, там для них просто не было места, но ощущение гибкой единой оболочки, возникшее в Мирожском соборе, изменило привычные соотношения и в обычном по общей композиции Иоанновском соборе. Одна лопатка осталась на западной стене, где она выложена, возможно, для усиления кладки, прорезанной внутристенной лестницей — первый раз появляющейся в памятниках новгородского круга (сохранившихся). Очень интересны ниши, возможно — индивидуальные молельни, устроенные в толще западной стены на хорах, весьма напоминающие подобные камеры в башнях соборов Антониева и Юрьева монастырей. Поскольку хоры устроены лишь на деревянном настиле и нартекс никак не выделен, то все пространство объединяется и главы над хорами оказываются принадлежащими основному помещению.

По памятникам города

Архитекторы, восстанавливавшие Псков, видимо, не поняли, что сочетать его старую архитектуру с новой можно только сопоставляя их по принципу контраста. Пытаясь добиться органичной связи нового со старым, они пошли по пути архаизации нового строительства и осовременивания памятников старины и окружающих их участков. Печальное состояние памятников, искаженных в XVIII—XIX веках до неузнаваемости, неизученность их, отсутствие правильного представления об их первоначальном виде и о древнепсковской архитектуре вообще препятствовали успеху реставрации памятников, созданию на участках у памятников соответствующего окружения. В последнее время намечаются успехи в области реставрации памятников крепостного зодчества Пскова, но ни одна реставрация памятников гражданского или церковного зодчества в Пскове еще не получила удачного завершения. Поистине богатейшие возможности, предоставленные в наши дни реставраторам, позволяют надеяться, что не пройдет много времени и замечательным творениям псковских зодчих будет возвращена их былая красота.

Псковская архитектура XII в.

Можно думать, что строительная артель ушла из Новгорода со Всеволодом и что, будучи приглашен в Псков, он привел ее с собой. По смерти Всеволода артель перешла к наследовавшему псковский стол его родному брату Святополку, с которым в 1142 г. вернулась в Новгород. Там она возобновила начатое в 1135 г. строительство и затем перешла в распоряжение архиепископа, каковым уже стал в это время Нифонт. Как мы уже видели (см. предыдущую главу), в настоящее время общепризнано, что основанием для псковских памятников рассматриваемого периода стала новгородская традиция. Поэтому мы должны обратиться к новгородским постройкам и определить круг приемов и форм, актуальных для начала псковского строительства.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Он кропотливо учел, собрал всю полезную краеведческую информацию; изданная им библиография неоценима в изучении развития науки о Пскове и его древностях. Среди созданного им в результате тщательного анализа источников указателей особенно замечателен указатель археологических древностей Пскова, резко превосходящий глубиной осмысления его же более ранние работы. Он опубликован в виде статьи в составе «Записок ИРАО», но полнотой и систематикой превосходит все предыдущие отдельные издания. Его основная часть — это достаточно развернутые описания истории древних памятников, соединяемые изложением материалов по исторической топографии города с привлечением сведений о несохранившихся постройках. В это время появилась обширная и не потерявшая своего значения до сих по публикация Д. И. Прозоровским сведений из многих письменных источников по истории Пскова 8. Она оказалась очень важной и для этого исследования.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Собор часто упоминается в летописи после середины XIII в. , он является таким же символом города, как в Новгороде — София. При анализе изображенного на рисунке 1680-х годов Троицкого собора 1367 г. Н. Н. Воронин справедливо указал на его сходство с памятниками смоленского зодчества рубежа XII—XIII вв. Действительно, пучковые пилястры, изображенные на рисунке трехлопастные завершения фасадов характерны именно для Смоленск;:.